Революция через Восстановление 1: «От Иерусалима до Рима, от Бостона до Москвы»

Революция была и есть в каждом шаге и вздохе тех, кто осмелился последовать за человеком по имени Иисус. Революция происходит только тогда, когда есть по крайней мере один человек, желающий встать за Бога и сказать, что «существующая система неправильна и поэтому не может достигнуть цели, поставленной Богом. Все цели Бога направлены на то, чтобы проявить Его славу и удовлетворить нужды людей. Иисус был самым большим революционером.

По прошествии первых нескольких веков христианства люди пытались проводить реформы, не выходя из движения, отступившего от истинной веры. Когда христианские учреждения отвергали этих мужчин и женщин, образовывались деноминации, искренне пытавшиеся быть движением Бога. Эти предшественники, боровшиеся за возвращение к Библии даже ценой своей жизни, заслуживают похвалу за свою веру. Сейчас, в наше время, мы стоим лицом к лицу с неверующими семинариями и умирающими деноминациями с системами доктрин, которые стали жертвою компромисса, и таким образом отпали от Слова Бога. Однако, Его Дух продолжает взывать ко всем мужчинам и женщинам, чтобы сделать идеалы Писаний нашим каждодневным стандартом и единственным авторитетом.

Таким образом, революция в христианстве — другими словами, возвращение к доктринам и стилю жизни церкви первого столетия — может произойти только тогда, когда мы отбросим системы, отступившие от веры, и их ядовитые основания в виде традиций и лицемерия. Этот путь одновременно и пугающий и захватывающий, потому что только изучая Библию и затем, проходя через испытания и ошибки, связанные с применением на практике этих вновь открываемых учений, движение может закаляться, чтобы стать похожим на то первоначальное, которое потрясло весь мир в течение одного поколения. Враги и критики, Пилаты и Иуды всегда будут в изобилии, потому что с каждой реставрацией Писаний путь к Богу становится все более ясным, узким и убедительным. Реставрация древних путей вызывает те же самые древние реакции, которые всегда получали движения Бога. Поэтому я почувствовал необходимость написать более полное объяснение, во-первых, для тех, кто ищет правду, но слышал только наших критиков, и, во-вторых, чтобы ободрить и укрепить людей Бога. Моя молитва в том, чтобы этот трактат мог произвести глубокое, неослабевающее чувство благодарности к нашему Спасителю и Господу, Иисусу Христу. Я написал эту статью не как апостол, вдохновленный Богом, поскольку я таковым не являюсь. Я просто христианин, который мечтает о том, чтобы современное движение Бога никогда нс перестало обновляться и жить по Слову Бога.

СЕМЕНА ВЕРЫ

Я родился в Индианаполисе, штат Индиана, 31 мая 1954 года. Как и многие молодые люди того времени, я был вдохновлен теми, кто отвергал компромиссы и хотел пожертвовать всем ради «настоящих дел». Убеждения такого рода имели глубокие семейные корни, поскольку к этому нас обязывал пример одного из наших предков, Томаса Маккина. Он не только подписывал Декларацию независимости, но еще был и представителем Конгресса конфедерации, высшего государственного органа того времени, и принимал рапорт генерала Вашингтона о капитуляции Великобритании. Мой отец, который служил адмиралом в американском флоте, не только оказал на меня значительное влияние, но и стал моим первым примером лидера, стремящегося к великолепию. Всегда очень заботливая и радушная, моя мама дала мне невероятную страсть к жизни. Героями для меня стали Джон Кеннеди и Мартин Лютер Книг, которые заплатили за свою мечту самую большую плату. Со временем, моим самым главным героем стал Иисус.

До середины моей учебы в школе я не был особо религиозным человеком, но в конце десятого класса я начал принимать активное участие в деятельности растущей Методистской церкви. Лидер молодежной группы Джим Жилиан, очень радушный и отдающий семейный человек, проповедник, Хыю Лейк и другие наставники Библейской школы постоянно подавали мне пример своей простой верой во вдохновение и силу Библии. В этой группе молодежи была видна настоящая дружба, и благодаря этому я полюбил Иисуса, начал читать Библию каждый день и пришел к глубокому убеждению о том, что Иисус умер за мои грехи, и физически воскрес из мертвых на третий день. Как раз перед моим совершеннолетием мой отец был переведен в Чикаго и, хотя я оставался религиозным человеком, я всё больше и больше втягивался в мир.

В конце первого курса в Университете Флориды я был приглашен Сэмом Лэйнгом, братом из общины Сигма Чи, в группу из 90 студентов. Эта группа поддерживалась «Церковью Христа 14-ой Улицы» (позже переименованной в «Кроссроудс»). Пятью годами раньше церковь в Гайнесвилле начала для Церквей Христа специальную программу служения в студенческих городках. Церкви Христа хотели оказать влияние на студенческие городки и первоначально брали пример со студенческого городка «Кэмпус Крусэйд» («Студенческий крестовый поход»); эту программу назвали «Кэмпус эдвэнс» («Студенческий натиск»). Здесь меня научили оставить всё ради Христа, и я был крещен во искупление грехов и стал христианином. Это решение я принял рано утром 1 1 апреля 1972 года.

В то лето, дома в Чикаго, я сильно заболел. Верхнюю часть моего тела покрыли нарывы. Все тело было в бинтах в течение следующих трёх месяцев. Бог испытывал и смирял меня, в особенности через жестокие шрамы на моём лице. Члены маленькой Церкви Христа в районе Чикаго, которую я посещал, ни разу не навестили меня. Этот несчастный случай сделал меня более чувствительным к тому, чтобы идти навстречу нуждам людей. И тогда я вернулся в Гайнесвилл (хотя мои врачи настойчиво советовали мне обратное из-за моего слабого здоровья) и смог снова быть частью сильной студенческой группы.

Студенческий городок стал тем местом, где зародилась моя мечта стать проповедником. Во время второго курса Бог укрепил эту мечту, когда моему младшему брату, Рэнди, моему лучшему другу с самого детства, в выпускном классе школы был поставлен диагноз — рак. Я верю. что Бог учил меня одной истине: жизнь- хрупка и коротка, что она подобна туману, но наши души бессмертны. В сердце Бога есть желание — чтобы мы были спасены через отношения с Ним, и затем спасали других. Шесть месяцев спустя Бог позволил мне крестить Рэнди! (Наша сестра Дана и её муж Боб были крещены шестнадцатью годами позже.) В это же самое время, благодаря вдохновляющим проповедям Чака Лукаса и его помощника Сэма Лэйнга, глубокий след в моем сердце оставили новые идеи о христианских взаимоотношениях, маленькие и очень «горячие» группы изучения Библии и мечты сильных проповедников из студенческих групп. В моей жизни начали прорастать семена ученичества — я лично видел, как один человек может изменить не только стиль жизни другого человека, но и его вечную судьбу, приведя его к Богу.

В 1975 году сразу же после окончания Университета во Флориде и получения ученой степени, меня попросили быть пастором в студенческом городке Северо-восточного Христианского Колледжа, учебного заведения традиционной Церкви Христа, расположенной недалеко от Филадельфии. Здесь я увидел истинное лицо «христианских студентов»: наркотики, пьянство, предрассудки, половая распущенность и духовное равнодушие — такими были жизни многих студентов. Тогда я по-настоящему понял, что быть религиозным совсем не значит быть праведным.

Я также посещал Теологические Семинары Восточных Баптистов, где я получил «вызов» от одного из деканов о том, что Библия «не единственное вдохновенное Слово Бога». Испуганный, но всё же убеждённый, я резко отреагировал на вызов декана. Я сказал ему, что если существуют какие-либо другие «священные писания», кроме Библии, тогда христианство сводится просто к ещё одной философии, такой как конфуцианство, ислам, буддизм или индуизм. Для меня Христос и его Слово были и остаются единственным Путём, единственной Истиной и единственной Жизнью. Я был также разочарован лидером служения в одной из церквей Христа, который публично и наедине осуждал меня за мой «слишком узкий взгляд на Библию». Я был очень близок к тому, чтобы прекратить служение, не только из-за этих сильных испытаний, но также потому что я чувствовал себя таким неэффективным.

После 10-ти болезненных месяцев, старейшины Церкви Христа Часовни Наследия в Чарльстоне, штат Иллинойс, попросили меня начать служение в студенческом городке Университета Восточного Иллинойса. Мои личные раны были быстро залечены заботой лидера служения, Роджера Лэма и тем, что 11 декабря 1976 года я женился на моём самом лучшем друге во всём мире, Элине Гарсиа-Бенгочеа. Полагая, что преодолению моих трудностей поможет более интенсивное изучение Библии, я в течение двух летних семестров посещал Школу истории религии в Мемфисе (штат Теннсси). Изучение Библии и наблюдение за жизнью и служением семинаристов (в обоих учебных заведениях) привело меня к следующему выводу: семинарии могут помочь в схоластических дебатах, однако совершенно неэффективны, как система полготовки пасторов для церкви. Для этой цели лучше использовать метод Иисуса: один пастор наставляет другого. В течении 1976-79 гг. я выступал во многих церквях по всем штатам, а численность Чарльстонской Церкви Христа, которую я вел, возросла от небольшой группы до 300 человек! Я понял многие вещи, происходящие в традиционных церквях Христа. Духовная атмосфера там была разная: от равнодушия до отвращения (Откр. 3:14-19). Прошло почти 200 лет с момента появления движения церквей Христа в США, и средняя церковь Христа состоит из 100 членов, из которых регулярно посещают службы на неделе менее половины. Средняя церковь крестит не более 8 человек в год, 6 из них дети членов церкви. Из тех, кого они крестят «из мира» верными остаются менее 10%, и даже половина детей членов церкви после крещения уходит из церкви. Процент разводов составлял около 33% — почти столько же, сколько и в мире (данные взяты из Института брака и семьи в Христианском университете в Абилене). Сигнал тревоги постоянно слышался в цифрах, говорящих о сокращении количества пасторов и миссионеров. Руэл Леммонс в передовой статье журнала «Прочное основание» за 9 февраля 1982 года отмечал что за последние 20 лет свыше 8000 церквей Христа прекратили своё существование.

Даже Флейвил Ейкли, позже ставший противником Бостонской церкви, отметил в своей книге, «Почему церкви растут», что первое точное исследование Мака Линна обнаружило только 956439 настоящих членов в традиционных церквях, вместо 2.5 миллионов, как было заявлено. Он обнаружил, что вместо предполагаемых 15000 общин, на самом деле было 10165 традиционных церквей, из них только 24 с членством 1000 или больше, только четыре с членством 2000 или больше и только одна с членством больше 3000″. Самая большая община Церкви Христа за пределами Соединённых Штатов имеет посещаемость всего лишь 500 человек. Ейкли также писал, что «… в 1980 году церковь Христа в Соединённых Штатах перестала расти и начала уменьшаться в своём членстве. Ясно, что если тенденция 1965 — 1980 годов останется без изменений, церковь Христа прекратит своё существование в этой стране всего лишь через несколько лет».

Некоторые из их собственных пророков а книге «Мирская Церковь» сказали: «Тот факт, что Церкви Христа становятся мирскими, проявляется сейчас в трёх тенденциях: (1) появление «благоразумного евангелия», (2) поворот к себе и (3) благоговение перед богатством и положением». Неудивительно, что эти традиционные церкви противодействовали призыву Иисуса о полной преданности. Однако, за эти годы, я постепенно пришёл к убеждению, что независимо от того, насколько динамично идет работа в студенческом городке, если только вся церковь не «полностью преданна», влияние студенческой группы будет ограниченным. Я, как, впрочем, и многие другие, замечал медленный закат движения «Кроссроудс», а вся причина в том, что «никто не вливает молодое вино в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут» (Лк. 5:37).

И в самом деле, многие церкви (мехи), в которых были студенческие группы, развалились, и многие молодые пасторы (вино) прекратили служение. Я решил, что не буду посылать проповедников, которых я учу, в семинарии или в существующие церкви, но начну новые — «молодое вино должно вливать в мехи новые»(От Луки 5:38).

Другой полезный урок был извлечён из церкви «Кроссроудс», когда она стала подвергаться серьезной критике со стороны мира, а также со стороны некоторых элементов Церкви Христа. К сожалению, через некоторое время её лидеры отступили от некоторых своих убеждений и нововведений ради того, чтобы оставаться в «дружеских отношениях» со всеми остальными элементами современных Церквей Христа.

В то время, что я провёл в Чарльстоне и Мемфисе, я посвятил себя изучению Ветхого Завета. В этот поворотный момент моей жизни я пришёл к глубокому убеждению, что, в отличие от традиционной Церкви Христа, которая провозглашала себя только «Церковью Нового Завета», более точное понимание вечного плана Бога зовет нас быть церковью Библии. Я понял, что вечное Царство Бога является важнейшей частью всей Библии, начиная с Бытия, продолжаясь в Новом Завете через образование церкви и завершаясь в книге Откровения с приходом Небесного царства.

Вместе с этим я пришёл к расхождению во мнении с Церквями Христа, чьё кредо «говорить, когда Библия говорит и молчать, когда Библия молчит». Это правило гласило о том, что для того, чтобы что-нибудь сделать, человек должен получить определённую санкцию, выраженную в заповеди, примере или определенном допущении из Библии. Это развивало законнический, фарисейский тип мышления, что в свою очередь сеяло семена разногласия и разделения, рождая фракции в Церквях Христа. Например, само предписание «называть библейские вещи библейскими именами» противоречит само себе, петому что слова «Библия» даже нет в Библии! Изучая Писания, я начал верить в обратное. Я верю, что нам необходимо молчать, когда говорит Библия и говорить, когда Библия молчит. Другими словами, христианину следует просто подчиняться, когда говорит Библия и говорить (иметь мнения) только тогда, когда Библия молчит. В том, как мы строим нашу жизнь, церковь или структуру нашего движения, мы «свободны» делать что угодно, если Писания особым образом — распоряжением, примером или определенным допущением не запрещают этого (Гал.5:19-21; Кол. 2:6-23). Тот, кто ищет правду всегда будет бороться за то, чтобы быть верным направлению и духу Писаний.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ В БОСТОНЕ

В последний год моего пребывания в Чарльстоне старейшины Церкви Христа в Лексингтоне (штат Массачусетс) предложили мне быть у них проповедником и вести студенческую группу. Церковь там уменьшалась на глазах, и в тот момент там было около 30 человек. Я колебался пять месяцев, но в конце концов согласился при условии, что каждый член церкви должен принять решение быть, как мы это называли тогда, «полностью преданным».

1 июня 1979 года вошёл в историю, так как 30 будущих учеников собрались вместе в пятницу вечером в гостиной Боба и Пэт Гемпел. Нашей общей мечтой была церковь, где не только студенты были бы полностью преданными, но также и подростки, холостые, семейные и пожилые — словом все. Насколько я знал тогда, это была радикальная концепция, не использованная ни в какой другой церкви или движении. Еще один строительный блок в нашем служении был положен, когда Пет Гемпел и я проходили через сильные разногласия во время нашего первого месяца совместного лидерства. Вопрос был решен Элиной, мной и Бобом с Пэт очень быстро, так как мы дали друг другу обещание, как две самые влиятельные семьи в церкви, быть всегда едиными во Христе. Мы четверо стали самыми лучшими друзьями. Эта преданность единству легла в основание замечательной церкви и движения, которое стало настоящей семьей, семьей Бога.

Как во всех семьях, преданность единству — это не одномоментное событие, а процесс длинною в жизнь. Сатана постоянно пытается разделить верующих и посеять недоверие и тревогу. Взаимоотношения между нами с Элиной и семьей Гемпел научили нас, как строить и поддерживать семью в церкви. (С тех пор этот угодный Богу принцип помог нам сформировать совместный подход к лидерству, что позволяет максимально использовать таланты и участие каждого лидера.) К сегодняшнему дню наша дружба с Гемпелами окрепла, пройдя через времена побед и мира, а также времена непонимания и настоящих конфликтов. Я лично не люблю конфликтов, как, впрочем, и большинство людей на земле, но конфликт, разрешенный через Писания, закаляет взаимоотношения и делает их ближе (Мф5:23,24:18:15-35).

Эта преданность честности, откровенности и заботе была повторена снова и снова по всему Царству. «Семья» — это на всю жизнь, в семье бывают штормы и бури, поскольку ее основание не в нашем совершенстве, а в скале, которой являются любовь и милость Иисуса Христа. Сейчас существует более 100 церквей! В каждой из них своя атмосфера, но каждый ученик чувствует себя как дома в любой из наших общин, вне зависимости от расы, пола или национальности. Бескорыстное единство и сердечность среди церквей и их евангелистов, старейшин и других лидеров отличают наше движение, делая его движением учеников. «Я даю вам новую заповедь: возлюбите друг друга. Вы должны любить друг друга так, как Я любил вас. И если у вас будет любовь друг к другу, то всякий будет знать, что вы Мои ученики.»(Ин. 13:34,35).

Немного раньше я разработал серию из девяти занятий по Библии, т.н. «первые принципы» (Евр. 6:1-3). Мы призвали членов церкви запомнить эти занятия и затем учить других, как становиться учениками. Самое ударное занятие называлось «Что значит быть учеником», где я учил из Деяний 1 1:26, что спасенный=христианин=ученик. Смысл этого прост: вы не можете спастись, не будучи христианином, и не можете быть христианином без того, что вы будете учеником Христа. Я специально разработал это занятие, чтобы провести чёткое различие, основанное на Библии, между Лексингтонской Церковью Христа и всеми другими группами. Я учил, что для того, чтобы креститься, ты обязан, прежде всего, принять решение быть учеником и затем креститься. Я видел, что есть люди, как внутри, так и вне нашего братства, которые были крещены без этого понимания и лишь потом, через некоторое время, пришли к решению сделать Иисуса Господом всей их жизни. Я учил тому, что их крещение было недействительным, т. к. запоздалое понимание раскаяния после крещения не согласовывалось с Писанием. Согласно убеждению из Писаний, большинство людей в Лексингтонской (Бостонской) церкви были крещены заново: Даг Артур, Джойс (Кросби) Артур, Лини (Хэмбри) Грин, семья Мохед, семья Фосс, семья Кросби, и, как раз перед его приходом к нам, Стив Джонсон. Другие, такие как Боб и Пат Гемпел, Пол и Хелен Макпил, Лиза Джонсон, Крис (Тиммис) Фьюквей, Джим Ллойд, Дон Ли и Даг Блау не были крещены заново, так как после изучения Слова они пришли к выводу, что их крещения были истинными. Исходя из этих убеждений, взятых из Писаний, появилась одна из главных отличительных черт, встречающаяся только в нашем движении — истинная церковь состоит только из учеников (Лк. 9:23; Ин. 4:1;Дн. 2:41,42).

Я никогда не верил и не учил тому, что человек обязательно должен быть крещен в Бостонской Церкви Христа, чтобы быть спасенным. Писания ясно учат нас, что ты должен быть крещен во Христа для прощения твоих грехов, и потом Бог присоединяет тебя к Его церкви (Дн. 2:36-47: Рим. 6:3,4; 1 Кор. 12:13: Дн. 2:41,42). Однако, я не знаком с какой-либо другой церковью, группой или движением, которое учит и поступает так, как учим мы и как Иисус учил в Дн. 2:41,42: человек должен принять решение быть учеником, потом креститься для прощения его грехов, чтобы быть спасенным и получить Святой Дух. Когда человек рождается заново при крещении (Тит.3:5), он должен иметь сердце Иисуса и готовность сделать всё, что угодно, поехать куда угодно и оставить что угодно для Бога. После крещения каждого ученика учат подчиняться всем заповедям Иисуса, в то время как он растет и сам начинает учить учеников. Если это то, чему учит в Библии Бог, тогда мы -движение Бога.

На четвёртом году нашего существования произошло одно очень интересное и важное событие: здание, которое мы купили в пригороде Бостона, сгорело дотла. Наши сердца были просто разбиты, но это явно была рука Бога. После изучения Писаний и истории церкви мы обнаружили, что до третьего века в первой церкви не существовало зданий. Мы сделали вывод, что здания забирали слишком много денег у людей и замедляли рост церкви. Тогда для воскресных служб мы арендовали здание Бостонской Оперы, а кроме этого мы встречались по домам (домашние церкви) на службы в середине недели. Идя но этому пути, старейшины и я решили вкладывать средства в людей вместо того, чтобы вкладывать их в займы, проценты и недвижимость.

В то время мы были единственной Церковью Христа на территории Бостона. Мы взяли имя «Бостонская Церковь Христа», потому что церкви в Библии просто назывались по имени их города. Через некоторое время мы также пришли к убеждению из глав 2 и 3 Откровения, что, согласно Библии, в городе должна была быть только одна церковь. В конце концов, если какая-либо церковь преумножает количество учеников, то она должна, через некоторое время, заполнить весь город учением Иисуса (Дн. 5:29).

В то время мы изменили форму наших служб. У нас больше не было воскресных школ или воскресных вечерних служб (и то, и другое началось в 1800-х годах в Америке). Зато мы интенсивно изучали отрывки из Библии — ежедневно каждый в отдельности, и все вместе на службе в середине педели. Наши службы по воскресеньям стали двухчасовым праздником пения, причащения, молитв, крещений, общения и сильной проповеди из Слова Бога!

Возможно также, что для случайного наблюдателя остался незамеченным еще один вызов: удовлетворить нужды и сохранить верными беспрецедентное число новых христиан — более 2000 за первые шесть лет в Бостоне! В 60-х и 70-х годах в мире деноминаций было много дискуссий и статей по поводу того, что значит «жить в теле» церкви и как «пасти» друг друга. Так, в движении «Кроссроудс» христианские отношения выражались в системе так называемых «партнеров по молитве», согласно которой каждый выбирал себе товарища и друга.

С таким большим количеством новых христиан в Бостонской церкви, я осознавал, что такой подход не был достаточно эффективным. Основываясь на этой концепции, я пришёл к системе «партнёров-наставников». В этих взаимоотношениях евангелисты, старейшины и лидеры групп женщин после обсуждения и молитвы определяли более старшего, сильного христианина, чтобы он учил более молодых и слабых учеников. Они должны были встречаться еженедельно, но обязательно иметь ежедневный контакт (Евр.3:24-25). (Очевидно, что более молодой партнёр также воздействует на более сильного и даёт ему советы, как в любых здоровых взаимоотношениях.)

Если посмотреть в Библию, то Иисус учил Своих учеников именно через группу (Л к. 10:1-24). В группе ученик мог строить дружбу не только со своим наставником, но и с другими учениками. И хотя эта идея основана на Писаниях (Мф. 28:20), однако ее реставрация вызвала жесткую критику.

МИРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

В 1981-82 гг. Господь вложил мне в сердце мечту для всего мира. План для евангелизации мира был прост, и основывался на библейских идеях: во-первых, то, что в одном городе должна быть одна церковь, и, во-вторых, что эта церковь может состоять только из учеников. Если послать небольшую группу учеников — основу будущей церкви — в каждый ключевой метрополис мира, то они, крестя учеников и взращивая лидеров, смогут в свою очередь посылать новые группы в столицы разных стран. Церкви столичных городов затем смогут посылать группы в другие города этой страны, и со временем все нации будут полностью евангелизированы, как это и было начато в первом столетии. В конце 1981 года Даг Артур и Джим Ллойд решили, что они хотели бы основать церковь в Англии, в Лондоне. По прошествии нескольких недель, после определенной работы над нашими планами относительно новой церкви, я позвал Марти и Крис Фьюквей (Элина и я учили их, как лидеров, сначала в Чарльстонской, а позже в Бостонской церкви). Мы попросили их вести команду, которая начнет церковь в Чикаго. После множества молитв мы вчетвером решили, что команда будет состоять из учеников самой старой, Чарльстонской церкви, а также из учеников, которые жили в Чикаго, например. Вутенов. Для достижения максимального эффекта я попросил Роджера Лэма работать вместе с Марти в качестве евангелиста. Чикагская церковь началась с 50 человек в июне 1982 г., а сейчас там около 2500. Также, я никогда не забуду ночь перед тем, как Даг, Джим и их смелая группа отправилась в Англию. Это стало для нас новой точкой отсчета — открытие первой церкви за пределами США. Но тогда, в квартире Гемпелов, мы могли лишь молиться, плакать и доверять все Богу. Лондонская Церковь Христа началась в июле 1982 всего с 8 человек из Бостона, но сейчас это самая большая церковь за пределами США.

В 1983 командой из 18 человек была основана ещё одна церковь — в Нью-Йорке, городе, где живет 18 миллионов человек. Сейчас там на воскресные службы собирается около 4000 человек. В 1985 были основаны церкви в Торонто (Канада), и в Провидэнс (Род-Айленд). Позднее, в 1986 была отправлена команда в Йоханнесбург, что стало историческим событием для Южной Африки, поскольку церковь там с самого начала была многонациональной. Были основаны первые церкви в странах, где большинство населения не говорит на английском (в Париже — Фрэнк и Эрика Ким, и в Стокгольме — Энди и Тэмми Флеминг). К тому же времени относится восстановление роли женщины в церкви. В традиционных церквях эта роль сводилась к воспитанию детей да приготовлению пищи во время собраний церкви, всю ответственность за церковь — и за мужчин и за женщин несли мужчины. Из-за этого многие женщины, ощущая неэффективность своей личной духовной жизни, либо, оставаясь недовольными своим положением, больше заботились о чисто мирских вещах, либо вообще уходили из церкви. Пэт, Элина и я, изучая вместе Библию, пришли к выводу, что Бог дал женщинам, как и мужчинам, цель: брать на себя ответственность, вести других женщин, и изменить мир, крестя учеников (Рим. 16:1-6, 12-15). В нашей Церкви всех женщин, кроме старших, учат другие женщины (Тит. 2:3-5). Это помогает избежать лишних и ненужных искушений и проблем в отношениях мужчин и женщин, а также позволяет женщинам более эффективно учить, так как они лучше знают женские нужды, чем мужчины (Тит. 2:1-8). В соответствии с Библией только мужчина может быть старейшиной, учителем, евангелистом (1 Тим. 3:1-13, Тит. 1:6-9). Мы называем наших лидеров женщин «женский консультант». Во всех наших церквях женские группы ведутся женским лидером, и у них нет права учить мужчин или иметь власть над ними (1 Тим. 2:12).

ОДИН ГОСПОДЬ, ОДНА ВЕРА, ОДНО КРЕЩЕНИЕ

Начиная с 1983 года многие, особенно лидеры из традиционных церквей Христа, приезжали в Бостон, чтобы стать учениками и учиться строить Церковь. Причиной этого стали невиданные до того темпы роста в Бостоне и других «дочерних» церквях Христа (Дн. 9:31). Удивлял тот факт, что иногда эти люди придерживались весьма далеких друг от друга концепций. Но в Бостоне старейшины, их жены, Элина и я приложили немало усилий для того, чтобы все эти лидеры смогли, двигаясь вперед к общей цели, прийти к единству через Библию. Мы всегда были готовы к диалогу с любыми конфессиями, с теми, кто по-настоящему ищет Бога, и все могут присоединиться к движению революции через восстановление Библии. Все эти люди, имея опыт в изучении Библии и в наставничестве, надеялись, что им сразу же предложат работать на церковь как проповедникам. Но все они, вне зависимости от их опыта, должны были учиться Библии также, как если они были бы молодыми христианами (1 Тим. 3:6). Эти лидеры должны были избавиться от своих прежних заблуждений и традиций. Но в то же время многие традиционные церкви заняли подчеркнуто негативную позицию по отношению к Бостонскому движению, и публично открестились от реформистских церквей. В число наших оппонентов попало и движение «Кроссроудс». Некоторые ученики уходили из Бостонской церкви из-за «трудного учения, которое стало для них слишком большим вызовом (Ин. 6:60-66).

ВОЗВРАЩЕНИЕ ОСТАТКА

В конце 1986 года, после того, как многие лидеры из различных традиционных церквей Христа прошли подготовку в Бостоне, мы призвали к покаянию все церкви Христа в США и за ее пределами. Если какая-то церковь принимала решение войти в Бостонское движение, то мы призывали ее членов изучать Библию и решить, было ли истинным их крещение. Если это не было так, то они крестились. После принятия решения о «реконструкции» церкви в соответствии с Писанием такая церковь росла не менее быстро, чем Бостон или Атланта или любая другая церковь нашего движения. Первой реконструированной церковью стала в декабре 1986 года церковь в Кингстоне, Ямайка. Я помню, как я проповедовал там: это было в пятницу вечером; собралось около 70 человек из слабой церкви Кингстона.

Урок назывался «Восстановление стены» по гл. 1-6 книги пророка Неемии. После урока я специально провел линию перед собой и сказал: «Если вы хотите быть учениками Иисуса и членами новой церкви Христа в Кингстоне, которая обратит весь Кингстон, Ямайку и через какое-то время Карибские острова, пожалуйста, пройдите за линию». Откликнулось 43 человека! После этого мы разбились на мужчин и женщин, и те, кто хотел, открыто исповедовали свои грехи (Мф. 3:16, Неем. 9:13).

Церковь в Кингстоне началась с 48 учеников, включая молодых лидеров из Бостона. В первый год крестилось 115, во второй 200, сейчас у них на воскресные службы собирается более 1000 человек. Затем последовый восстановления в Сан-Франциско, Сан-Диего, Сиднее, Чикаго и еще семи церквях на западе США. При этом мы выступили против небиблейской системы управления церквями, которая существовав ранее.

Считалось, что каждая община верующих была независима и существовала полностью автономно от всех других. Мы показали из Библии, что общины на самом деле были тесно связаны друг с другом, а евангелисты направляли и учили других евангелистов (Тит. 1:5, 1 Тим. 5:17). Мы учили о том, что семья Бога едина по всему миру (1 Пет. 2:17), а «независимость» церкви па самом деле тормозит ее рост и отрывает от всемирного движения Бога.

Пророк Исаия писал: «Только остаток вернется» (Ис. 10:21-22). Изучая Библию, я увидел, что Бог, время от времени, выделяет особенную группу людей, исполненных веры, и отделяет их от тех, кто слаб и забыл Его. Вслед за этим всегда происходило восстановление Царства, чему есть множество примеров: Ной со своей семьей, Авраам с Саррой, Гедеон со своими тремя сотнями, Давид и его исполины, Неемия и остаток в Иерусалиме, и, конечно, первые христиане.

Во многих частях традиционных церквей Христа люди не испытывали нужды в изменениях, и в этих случаях мы видели свою ответственность перед Богом в том, чтобы призвать истинных учеников (или тех, кто желает стать ими), переехать в одну из церквей Бостонского движения.

После длительного периода очень напряженного труда я оказался настолько изможденным, что под рождество 1986 года заболел и слег в постель. Анализируя свое состояние, я понял, что мне, как, впрочем, и всем другим христианам, необходимо больше полагаться на Бога через молитву. На одном из семинаров я заявил о необходимости покаяться и стать ближе к Богу. После того как я начал учить об этом по всем церквям, началось повсеместное духовное обновление. Мы поняли, что для успешного преодоления тягот христианской жизни нам нужно сконцентрироваться на изучении Библии, на молитве, посте. Святом Духе и личных отношениях с Богом. Большим примером в этом стали для нас Фрэнк и Эрика Ким, чья молитва была яростной борьбой против сатаны и его демонических сил.

Мы молились о том, чтобы все люди, имеющие сердце ученика, объединились вокруг нашего движения восстановления в Бостоне и по всему миру. В ответ на это большинство Церквей Христа перестали рассматривать нас, как составную часть движения Церквей Христа США, и особое недовольство у них вызвало учение о том, кого мы считаем христианином, наше «покушение» на независимость отдельных церквей, и то, что многие ученики крестились у нас повторно. Кроме того, их поразили паши темны роста, совершенно нехарактерные для традиционных церквей (Ин. 3:20, 12:42,43). Обвинения эти были очень эмоциональны, сопровождались характеристиками типа «бомба любви», «промывание мозгов», «секта». Библия говорит, что необъективная критика неминуемо сопровождает христиан (1 Пет. 4:12). Обвинения в адрес Христа почти всегда сопровождались эмоциональным накалом — Его называли «одержимым бесом» (Ин. 10:20), «богохульником» (Ин. 10:33), даже семья называла Его «лишенным рассудка» (Мк. 3:21). Первая церковь обвинялась «повсеместно» (Деян. 28:22).

Мой ответ всем тем, кто хочет обвинить нас: где души, которые вы спасаете, и где растущие церкви, которые вы построили? «Распознаете вы их по плодам их трудов» (Мф. 7:20).

В 1986-89 гг. мы продолжили реставрацию в нескольких городах (Денвер, Майями и др.), однако нашей целью стала евангелизация мира по плану Библии через миссионерские команды. В 1989 одна только Бостонская церковь отправила по всему свету 7 миссионерских команд. Бостонская Церковь стала новым Иерусалимом для нынешнего движения Бога, центром по обучению евангелистов и миссионерских команд. В конце 80-х был дан старт для роста церквей в Африке (8 церквей), в Индии и других странах. Также и то время был отмечен рост нашего движения в Европе (Париж, Брюссель, Амстердам, Мюнхен, Берлин, Милан). На Востоке открылись церкви в Японии (Токио и Осака), быстрорастущая церковь в Маниле (Филиппины), Бангкоке и Сеуле. Открылись 10 церквей в Южной Америке, чуть позже — в Гонконге, на Тайване и даже в самом коммунистическом Китае.

ЛИДЕРСТВО ЦЕРКВИ

В 1988 году после молитвы, поста, изучения Слова Бога и разговоров с моими ближайшими друзьями я пришел к убеждению, что мне нужно сфокусироваться на небольшом количестве людей (Исх. 18:13-27; 2 Цар. 23:8-39; Лк. 6:12-16). При выборе таких людей я учитывал различные качества, такие как их отношения с Богом, влияние, оказываемое их группами, духовность их жен и качество семейных отношений. Понятно, что церковь не может быть духовнее, чем ее лидер (Лк. 6:39.40). Кроме того, понимая, что лидерство в Царстве Бога осуществляется через взаимоотношения, я чувствовал, что одним из критериев отбора должен стать тот факт, что я лично учу и тренирую этих людей. После завершающей всенощной молитвы я избрал следующих братьев, на которых я решил сконцентрировать свои усилия, и дал каждому из них в ответственность определенную часть земного шара для того, чтобы через коллективные усилия обратить весь мир в нашем поколении. Я назвал их Лидерами мировых секторов. Вот они:

  • Даглас Артур: Британское Содружество, Скандинавия;
  • Стив Джонсон: Восточная часть США, Карибский бассейн, Африка;
  • Рэнди Маккин: Новая Англия, Европа;
  • Фил Лэм: Центральная и Южная Америка;
  • Фрэнк Ким: Дальний Восток;
  • Скот Грин: Гонконг;
  • Марти Фьюквей: Средний Запад и Запад США, Канада, Россия;
  • Эл Бэрд: Ближний Восток;
  • Боб Гэмпел: «Надежда но всему миру» (помощь бедным).

(Один из первоначальных Лидеров мировых секторов, Том Браун, перестал работать полное время на церковь из-за своих личных и духовных проблем.)

В начале Бостонского движения важнейшие решения принимались группой, в которую входили старейшины и их жены (Эл и Глория Бэрд, Боб и Пет Гэмпел), а также Элина и я. По мере того, как движение росло по всему миру, решения, касающиеся всех церквей, стали приниматься Лидерами мировых секторов на условиях полного консенсуса (единодушия).

Обычно Лидеры мировых секторов встречаются 2 раза в год. Кроме того, для поддержания духовного единства между церквями этим летом в Бостоне состоится Первая Всемирная конференция лидеров, в которой будут участвовать все ведущие евангелисты, старейшины, ведущие национальные лидеры, местные администраторы и их жены. Я помню слова, сказанные как-то Скотом Грином: «Самый большой вызов, который стоит перед нашим движением сегодня, это не преследования извне, а внутренняя разобщенность». С этим же самым вызовом сталкивалась и церковь первого столетия (Дн. 15: Еф. 4:46: 1 Кор. 1:10-13).

За те 10 лет, которые Бог позволил мне служить Бостонской церкви, у нас был беспрецедентный рост. Если за 3 года, предшествовавших 1979, Лексингтонская церковь была свидетелем всего лишь 2 крещений, то после восстановления радикальной концепции полной преданности сила Бога излилась на нас обильным потоком, и мы крестили 103 человека за первый год. За второй год у нас было 200 крещений, за третий — 256, за четвертый — 368, за пятый — 457, за шестой — 679, за седьмой — 735, за восьмой — 947, за девятый — 1424, за десятый — 1621, а наши службы собирали около 5,000 человек в Бостон Гарден.

НЕПРЕРЫВНОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ

В течение почти 13 лет продолжалась постоянная борьба с Богом через изучение Писаний и молитву — это была революция через восстановление. По мере того как начиналось все больше и больше новых церквей, Бэрды, Гэмпелы, Элина и я,а также семейные пары, посланные из Бостона, особенно Артуры и Джонсоны, обнаружили большое количество исторически сложившихся традиций, которые противоречили Библии. Вот краткий перечень тех основных вещей, которые были заменены традицией и в настоящее время восстановлены в наших церквях:

  • крещение лишь тех, кто принял решение быть учеником (Ин 4:1)
  • система постоянно действующего наставничества для каждого христианина (Мф, 28:20)
  • цель жизни каждого ученика — искать и спасать погибающих (Лк.19:10)
  • ежедневная отчетность и открытость друг перед другом (Евр. 3:12,13; Иез.2:17-21)
  • группы учения (Марка 3:13-14)
  • основание новых церквей (Деян. 13:1-4)
  • видение для всего мира (Марка 16:15)
  • один город- одна церковь (Откр. 2-3)
  • здание церкви не обязательно (Деян. 2:46; 22:19)
  • домашняя церковь (Деян. 20:20)
  • возрождение молитвы и поста (Деян. 13:3)
  • роль и сила Святого Духа (Римлянам 8 глава)
  • осознание роли ангелов, демонов и их места во вселенской духовной битве (Еф. 6.10-18)
  • подготовка евангелистов (Марка 3:13-14)
  • управление церковью, особенно роль евангелиста и старейшины (Тит. 1:5:1 Тим. 3:1-7)
  • новозаветный стиль жизни — пожертвования для миссионерских сборов и сборов для бедных (Дн. 2:45, 1 1:29)
  • роль лидерства и учение женщин (Тит. 2:3-5)
  • единое братство, отсутствие «автономных» церквей и связанного с этим разделения (Еф. 4:4-6).

Еще одна заповедь, данная нам в Библии и со временем забытая, была восстановлена Дагласом Артуром в 1987 году на всемирном Бостонском семинаре -«Помнить о бедных» (Галатам 2:10). Эта реставрация привела к появлению сейчас уже всемирно известной организации «Надежда», которая объединяет всех желающих помочь бедным и нуждающимся по всему миру (Ин.1:27).

Один из наших критиков, Джерри Джонс, написал в книге «Чему учит Бостонское движение?»: «Говоря о Бостонском движении, сталкиваешься с такой проблемой, как очень быстрое изменение доктрин и учений. С 1986 по 1989 церковь особенно часто меняла свою точку зрения на те или иные проблемы». (Это и стало, по его словам, причиной того, что он покинул наше движение). Для членов многих христианских церквей наше учение о восстановлении Библии было воспринято как ложное учение, ересь. Для них их собственное понимание Библии стало догмой, а устройство церкви — вечным и неизменным. Однако наше изучение Библии привело нас к иному мнению. Мы далеко не всегда бываем правы. Например, в своем понимании власти лидеров Церкви я был не прав. Я считал что лидеры в Церкви имеют право давать неоспоримые указания людям о том, как им следует поступать в любой жизненной ситуации. Это было неправильно, и я чувствую себя плохо по отношению к тем людям, кому был причинен вред из-за этого. Евреям 13:17 говорит, что лидеры учат христиан из Библии и планируют работу Церкви, но они не могут давать людям авторитарные указания, как им следует поступать, не имеют права единолично распоряжаться людьми во вверенных им группах, и возлагать на людей бремя, которое они не могут вынести (Мф. 23). Всякая реставрация идей Библии совершалась не кем-то одним из лидеров, но через дискуссии с братьями и сестрами. Лидеры Бостонского движения всегда были готовы изменить свои доктрины и свою практику, если Писания требовали таких изменений. Этого нельзя сказать о большинстве деноминаций, в том числе и о традиционных церквях Христа, хотя они и называют себя «движением восстановления».

Во время всех этих испытаний мы не забывши слова Павла «Ликуйте в Господе ежечасно, повторяю снова: ликуйте!» (Фил. 4:4). Радость была нашим постоянным спутником. Нью-Йоркская церковь выпустила уже два мюзикла: «Upside Down» и «Slingshot», создана детская театральная труппа. Каждое лето Бостонская церковь проводит Олимпийские игры.

Дэвид Грехам и группа «Botton Line» выпустили компакт-диск «Старые друзья никогда не умирают», который собрал значительное количество денег, и все они пошли на финансирование миссионерской команды в Москву. В Новой Зеландии ученики сплавлялись по рекам на плотах. В Мексике братья организовали даже свой бой быков.

Конечно, не меньше радости приносят и воскресные службы, беседы по Библии, свидания, крещения в океане. Вместо «холостяцких вечеринок», наркотиков и порнографии мы через Христа строим действительно глубокие, радостные взаимоотношения. Воистину, жизнь ученика, если и не самая легкая, то уж наверняка самая радостная жизнь на земле. Не говоря уже о Небесах, которые ждут нас впереди!

ОТ БОСТОНА ДО МОСКВЫ

В середине 1990 в Лос-Анджелес приехала миссионерская команда — 25 учеников из Бостона и 25 из Сан-Диего. Нашим желанием было и остается построить в Лос-Анджелесе «суперцерковь», как пример для остальных церквей в росте и силе (1 Фес. 1:7). К тому времени церкви Чикаго, Сан-Диего, Сан-Франциско собирали по воскресеньям более чем 2000, в Нью-Йорке — 4000, а в Бостоне — 6500! Кажется невероятным, что менее чем за 13 лет одна церковь из 30 членов превратилась в 103 церкви, собирающие на свои воскресные службы по всему миру более 50,000 человек!.

Вдохновляюще видеть распространение христианства из Иерусалима в Рим в 1 веке, но не менее радостно видеть современное движение, которое, выйдя из Бостона, через 13 лет достигло Москвы, этого «современного Рима». Московская команда, героически ведомая Флемингами, отправилась из Лос-Анджелеса, и стала самой быстрорастущей церковью и истории современного движения Бога. За первые 8 месяцев церковь там выросла от 17 человек до 800 на воскресной службе!

Настоящая революция, начавшись в Бостоне, отозвалось в сердцах людей по всему миру. Ветер перемен, как пела немецкая группа «Скорпионз» в своей пророческой песне:

Я иду вниз, по Москве, в парк Горького,
И слышу ветер перемен.
В эту летнюю ночь солдаты
Услышали этот ветер перемен.
Весь мир так закрыт, и слышали ли Вы,
Когда-нибудь,
Что мы можем стать близки, как братья?
Ты можешь почувствовать где угодно
Этот ветер перемен.
Возьми меня в тот славный момент,
Когда дети будущего
Унесутся в мечтах вместе с ветром перемен.

Воистину, наконец-то задул ветер перемен, и имя Ему — Святой Дух. Всего за несколько лет он чудесным образом открыл двери, ранее закрытые для проповеди Слова: ЮАР (отмена апартеида). Центральная Африка (голод и СПИД), Ближний Восток (война в Персидском заливе), Мехико и Филиппины (землетрясения и извержения вулканов). Восточная Европа (падение Берлинской стены), СССР (попытка путча и образование Содружества Независимых Государств). Это — не случайность, а результат работы Бога и молитвы учеников по всему миру (Кол.4:2-4). Всем своим сердцем я верю, что мечта обратить весь мир в одном поколении будет осуществлена силой Бога, действующей через Его учеников. И пусть Богу будет вся слава!

Кип Маккин, 1992

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.