Мандат от Бога для евангелизации мира

Часть I. Пророчества Ветхого Завета

«Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда всё вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них, а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю» Даниил 2:34-35

Призваны ли сегодняшние ученики обратить мир в нашем поколении? За последние столетия многие учителя преуменьшили значение этой давней мечты  Бога или просто решили игнорировать ее в своих трактатах о «христианской свободе», «роли евангелистов и старейшин», а также «автономии отдельных групп». Следует принять во внимание и тот факт, что хотя так называемые «христианские движения» в течение столетий «обошли всю землю», обращение мира не было совершено ни одним поколением, живущим после первого столетия (Колоссянам 1:6). Поэтому в последующих разделах будут использованы отрывки из Священного Писания, которые не только покажут, что обращение мира – это мечта Бога для каждого поколения, но и то, что с верой такая мечта – достижима!

От начала времен вечный план Бога состоял в том, чтобы создать народ, который полюбит Его навсегда. В Ветхом Завете Бог использует пророчества и знамения для того, чтобы показать Свое сердце потерянному миру. Мы должны помнить, что Ветхий Завет являлся «Священным Писанием» (то есть Библией, прим. ред.) для христиан первого столетия. Знамения, ставшие «тенью грядущего», происходили в тех случаях, когда наш великий Бог использовал физические события Ветхого Завета с целью провести параллель между ними и духовными истинами, раскрытыми Им в Новом Завете. Например, рабство евреев в Египте является параллелью нашему рабству греху в старой жизни. Кровь ягненка, которой смазывали дверные косяки и которая спасла еврейских первородных детей от физической смерти, является параллелью крови Иисуса – Агнца, который спас нас от вечной смерти (Иоанна 1:29). Переход через Красное море олицетворяет крещение (1 Коринфянам 10:1-2); блуждание в пустыне является прообразом нашей новой жизни во Христе; переход за Иордан олицетворяет нашу физическую смерть. (мы поем об этом в песне «Река Иордан»). И, наконец, их Земля Обетованная – это наши Небеса! Понимание событий Ветхого Завета, которые стали тенью грядущих новозаветных учений, играет важную роль для глубокого осознания любви Бога, а также Его плана спасения.

По мере того, как мы узнаем о желании Бога научить нас о Своей любви, стоит исследовать несколько наиболее убедительных пророчеств Ветхого Завета об обращении мира и о вечном Царстве Бога. В Бытие 12:1-3 Бог говорит Аврааму: «…Я произведу от тебя великий народ, …и благословятся в тебе все племена земные». Первый этап исполнения этого пророчества – это физическое создание израильской нации. В книге Исход 1:7 говорится, что «…сыны Израилевы расплодились, и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та». Мы узнаем из этого отрывка, что именно в Египте Бог начал формировать великую нацию через физическое умножение семейств (они «расплодились») и достижение большой численности народа (это – предзнаменование духовной плодотворности через умножение учеников в новозаветные времена). Однако второй этап исполнения пророчества заключается в том, что все люди – как евреи, так и язычники, – получили благословление через семя Авраама – Иисуса. Это обещание приобретает более четкие очертания в Бытие 22:17, когда Бог видит веру Авраама, готового «принести в жертву своего единородного сына» (еще одно предзнаменование Ветхого Завета). В этот момент дается обещание: «…умножая умножу семя твое, как звезды небесные…». Во Второзаконии 1:10 Моисей проповедовал о том, что это обещание было исполнено среди иудеев ко времени исхода из Египта. Но мы через веру понимаем, что это также относится и ко всем христианам всех времен, так как Бытие 22:18 говорит обо всех народах Земли – что все они будут благословлены, как иудеи, так и язычники! Вы и я как ученики являемся частью исполнения этого пророчества! Бог всегда хотел, чтобы Его любили  и прославляли все народы!

Исайя 2:1-4 – еще одно мощное пророчество о новозаветном Царстве и об обращении мира. Бог говорит страдающему и отступившему от веры Израилю, что настанет день, когда гора (символизирует царство/нацию в Ветхом Завете) храма Господнего будет установлена во главе других гор, и все народы устремятся к ней (это начинает исполняться в Деяниях 2, обратите внимание на стих 5!). Кроме того,   Бог добавляет в стихе 4 второй главы Исайи: «…не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Это потому, что у нас будут братья по всему миру, и мы не захотим убивать своего брата! Также, в Исайи 11:1-9 мы находим пророчество о царстве, построенном из корня Иессеева (остатка иудеев), которое однажды станет уникальным братством, в котором бывшие соперники «не будут более делать зла и вреда», как было также упомянуто «волк будет жить вместе с ягненком». Затем в 9-ом стихе следует громкое провозглашение сего великого видения: «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море». Это может быть осуществлено только через обращение всего мира.

Наконец, в этой части мы изучим видение царя Навуходоносора. Даниил пересказывает сон царя в Даниила 2:31-35, а  затем поясняет его значение в стихах 36-45. В этом сне присутствует огромный истукан из золота, серебра, бронзы, и железа. Даниил объясняет, что эти металлы представляют собой определенные царства. Из наших школьных уроков истории мы знаем, что золото символизирует Вавилонское царство; серебро – Mидо-Персидскую Империю, бронза – царство Александра Великого, а железо – Римскую империю. Согласно увиденному во сне, во времена Римской империи «…доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. ...и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукан,  сделался великою горою и НАПОЛНИЛ ВСЮ ЗЕМЛЮ»

Очевидно, если что-то сделано без содействия человеческих рук, значит это сделано Богом! И камень – это Христос! Гора – это Царство – Церковь – и все люди веры, попавшие на Небеса, ибо это царство никогда не будет разрушено! (Даниил 2:44) Однако давайте сосредоточимся на следующем отрывке: Даниила 2:35. Во сне камень становится горой и наполняет всю землю! Это – то, чего Бог желает для  Своего Царства, – «наполнить всю землю»! Бог в этом пророчестве закладывает основание для Иисуса и для Его великого поручения апостолам: «…идите, научите (в греческом тексте: «сделайте учениками», прим. ред.) все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матфея 28:19) Вот, каким образом Бог планирует благословить всех людей на земле! Попросту говоря, вот в чем заключается мандат (наказ, поручение, прим. ред.), который дал Бог для обращения мира.

Часть II: Потерянный мир

«Потому что все согрешили и лишены славы Божией» Римлянам 3:23

В Римлянам 1:16 Павел пишет: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину». В глазах Бога все человечество разделено на две группы. Первая – это Иудеи, которые обладают законом и истинным знанием о Боге. Вторая – это Еллины (то есть язычники), которые не имеют закона.

В Римлянам 1:18-32 Павел решительно проповедует о том, что все язычники  потеряны из-за «всякого нечестия и неправды человеков, подавляющих истину неправдою». Так как Бог показал Свою вечную силу и Божество в своих творениях, Павел заявляет, что «люди не имеют оправдания» (в Синодальном переводе «они безответны», прим. ред.) в том, чтобы не следовать истинам Бога. Во второй половине первой главы Павел детально описывает многие греховные поступки человека. Святой Дух ясно говорит о том, что язычники потеряны.

Во 2 и 3 главах послания Римлянам Павел заключает, что все Иудеи потеряны! Многие из этих Иудеев «хвалятся законом», но при этом «бесславят Бога, нарушая Его закон». Далее он задает риторический вопрос: «Итак, какое преимущество быть Иудеем?» и тут же отвечает «…им вверено слово Божие». После чего Павел пишет, что посредством закона они стали ответственны за свои грехи: «…ибо законом познается грех». Таким образом, поскольку ни один смертный не может соблюсти закон полностью, без единого нарушения, ни один Иудей не будет объявлен праведником на основании полного соблюдения закона.

В Римлянам 3:19 говорится: «…весь мир становится виновен перед  Богом». Итог глав 1-3 подведен в Римлянам 3:23: «Потому что все [и Иудеи и язычники] согрешили и лишены славы Божией». Все потеряны, и наша единственная надежда на спасение – это «вера в кровь Христа» (Римлянам 3:25). Многие люди на протяжении веков задают вопросы: «А как насчет людей, живущих в Африке, не имеющих Слова Бога? Как может справедливый Бог осуждать их?». Римлянам 2:12-16 непосредственно касается подобных вопросов, которые имеют решающее значение для нас, ведь если бы люди не были потеряны без Библии, тогда не было бы особого смысла нести благовестие всему миру.

По сути дела Римлянам 2:12-16 учит, что имеющие закон (под которым мы понимаем Библию) будут судимы по закону – то есть, по Библии. Нет никого, кто бы в совершенстве подчинялся Слову Бога, все люди грешат. Таким образом, все, кто имеют Библию – потеряны. Затем Павел говорит, что те, кто не имеют закона (под эти можно понимать отсутствие Библии), будут судимы не по закону, не по Библии. И это звучит справедливо, не так ли? «..дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их», поэтому Бог будет судить по их совести. Однако, поскольку ни один человек не живет в совершенном согласии с совестью, те у которых нет Библии – также потеряны.

Когда мы приходим к глубокому убеждению о том, что мы живем в потерянном мире, мы должны прийти к не менее глубокому убеждению о том, что именно учит Библия о спасении. Вся тема послания Римлянам заключается в следующем: «Праведный верою жив будет» (Римлянам 1:17). В 4 главе Павел объясняет, что оправдание перед Богом всегда достигалось не делами, но верой. Он показывает, что отец веры Авраам был спасен не из-за обрезания или соблюдения закона, но благодаря своей вере: «…поверил Авраам Богу и это вменилась ему в праведность». Чтобы подкрепить эту идею, в Римлянам 4:10 Павел опять задает риторический вопрос: «Когда вменилась? По обрезании или до обрезания?» Ответ – до обрезания. Тогда Павел объясняет, что все необрезанные (язычники) могут называть Авраама своим отцом веры с тем же успехом, что и иудеи, которые опираются при этом на свою родословную. Таким образом, даже Иудеи спасаются через веру, так что язычники не имеют никакой потребности в обрезании. И Иудеи и язычники могут быть оправданы только верой.

В Римлянам 5:1-10 Павел напоминает христианам в Риме, что они были «немощными», «нечестивыми», «грешниками», и «врагами» до того, как они стали учениками. В 6-ой главе он напоминает всем, что они умерли для своей старой жизни в момент крещения и теперь воскресли, подобно Христу, «для новой жизни». Давайте никогда не будем занижать цену милости Бога, пытаясь преуменьшить то, насколько мы неполноценны без Него. Наша единственная надежда на спасение –в том, чтобы откликнуться с верой на Его послание: поверить разумом в воскресение Христа, быть пораженными в самое сердце, что наши грехи распяли Иисуса, раскаяться, отвернувшись от греха и став учеником, и затем креститься для прощения грехов и получения в дар обещанного Святого Духа! (Деяния 2:36-42). Быть спасенным через веру – значит ответить на милость Бога покаянием и крещением.

Возможно, самое шокирующее учение Слова Бога состоит в том, что весь мир потерян. Только благовестие имеет власть спасать души людей. И как Павел проповедует Римлянам в 10 главе, стихи 14-15, «Как веровать в Того, о Ком они не слышали?  Как слышать без проповедующего? ...как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!». Давайте же будем бескомпромиссными по поводу этой истины: единственным планом, который Бог предусмотрел для спасения этого мира, начинающегося с наших соседей, являются наши ноги, которые донесут благовестие до них – и до всего мира.

Часть III: Утерянный план

«И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем» …«Пойдите, вопросите Господа за меня и за народ, и за всю Иудею о словах сей найденной книги; потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей…» 4 Царств 22:8,13

Во времена правления Манассии и Аммона народ Бога настолько далеко отошел от Него, что даже потерял Книгу Закона! Большинство ученых полагают, что этой «утерянной книгой» было Второзаконие! Когда ревность царя Иосии по Богу привела к началу восстановительных работ в храме, Книга Закона была найдена в храме первосвященником! Исполненные Духом слова этой книги были прочитаны Иосии и он разодрал свои одежды, стал рыдать и вопрошать Бога о том, каковы будут последствия их непослушания Слову? Из-за сокрушенного и смиренного сердца Иосии Бог проявил Свою милость к нему и его народу. И тогда, будучи мотивированным милостью Бога, движение реставрации (восстановления), начатое Иосией, стало еще более радикальным. В первую очередь Иосия собрал воедино остаток народа через публичное возобновление завета с Богом согласно написанному в утерянной Книге; сначала он призвал к этому старейшин, а затем и весь остальной народ. Направляемые книгой Второзакония, радикальные и стремительные изменения начали происходить в том, как люди поклонялись Богу и как они жили. Кульминацией этого процесса стало самое грандиозное празднование Пасхи, которое проводилось когда-либо! (4 Царств 23:22)

Нам, живущим более чем 2600 лет после того, практически невозможно вообразить, чтобы наши «братья по вере» могли потерять целую книгу Второзакония! Но в наше время произошла не менее шокирующая потеря – утерян план Бога о том, каким образом дать каждому человеку на Земле возможность спастись. Мы знаем истину, что Иисус является единственным путем к спасению (Иоанна 14:6). Истина и то, что единственный способ принять спасение – поверить, раскаяться и креститься (Деяния 2:38). Но есть еще одна истина, утерянная в веках: единственный план Бога как спасти мир в одном поколении состоит в умножении учеников.

Этот план полностью раскрывается перед нами в трехлетнем служении Иисуса. С самого начала Иисус знал, что Он является надеждой как для иудеев, так и для язычников – для всех «нищих, пленных, слепых, измученных» (Луки 4:18). Одно лишь упоминание об этой радикальной мечте, сделанное Иисусом в родной синагоге в начале своего проповедования, вызвало ярость людей и попытку жестоко расправиться с ним (Луки 4:28-30).

После этого инцидента Иисус пошел «по всей Галилее, проповедуя Евангелие Царствия» (Матфея 4:23). Многие последовали за ним из Иудеи, Иерусалима, Десятиградия и со всех территорий, расположенных за Иорданом! Он проповедовал народным массам. Вместе с тем, стремясь исполнить мечту Бога, Иисус делал учеников. По прошествии примерно шести месяцев, Иисус взошел на гору, где молился всю ночь об одном из самых важных решений в своей жизни. Утром Он «призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать» (Луки 6:13). Иисус назвал их апостолами – «посланниками», – «чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» (Марка 3:14). Иисус не только готовил проповедников, но и учил их как группу будущих лидеров нового Царства, реализуя тем самым принцип Бога – сосредоточиться на небольшой группе. Находясь рядом с Ним каждый день, эти двенадцать изучали Слово Бога и смотрели, как проповедовать эффективно. Не менее важно для них было видеть, как один человек может повлиять на жизнь другого. Интересно, что в Иоанна 4:1 фарисеи обратили внимание, что Иисус крестил больше учеников, чем Иоанн. «Хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его». В отличие от Иоанна Крестителя и в отличие от современных деноминаций, где только проповедники обращают людей, Иисус умножал свои усилия, крестя людей с помощью двенадцати апостолов, а не сам в одиночку.

Двенадцать апостолов, посмотрев как Иисус призывает людей к покаянию и как Он творит чудеса, были посланы по двое делать то же самое – проповедовать Слово и изгонять демонов! (Марка 6:7, Луки 9:1-2) Постепенно Иисус призывает апостолов ко все более самостоятельным действиям. Апостолы представляют собой второе поколение учеников (если брать отсчет от Иисуса, прим. ред.). В десятой главе от Луки Иисус назначает еще 72 ученика проповедовать Слово, назидая их: «Жатвы много, а делателей мало». 72 – это интересное число. Надо полагать, Иисус позволил шести парам апостолов вести свои группы по двенадцать учеников! И таким образом каждая пара апостолов смогла бы полностью подражать тому, как Иисус жил и работал с ними!

Когда эти семьдесят два ученика возвратились, чтобы рассказать о своих успехах, они были вдохновлены! (Луки 10:17) Выслушав их, Иисус отозвал двенадцать апостолов в сторону и сказал им наедине: «Блаженны очи ваши, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели» Он хотел, чтобы они отметили в памяти этот важный момент – момент умножения третьего поколения учеников! Несмотря на то, что их численность была небольшой и возрастала медленно, все усилия Иисуса вели к созданию движения, которое изменит весь мир.

После своего воскрешения Иисус возвращается в Галилею, где дает великое поручение ученикам: «…идите, научите (в греческом тексте: «сделайте учениками», прим. ред.) все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» Этой заповедью подразумевается наличие отношений «наставник – ученик», когда один человек наставляется другим. Такие отношения начинают строиться еще до крещения, и они не заканчиваются после, так как мы должны научить друг друга соблюдать заповеди. Тем не менее, глядя на жизнь Христа, мы встречаем и другие типы ученических взаимоотношений. В частности, отношения «взрослый ученик – взрослый ученик» меду апостолами, которых Иисус разбил по парам. Или другой тип – «группа и лидер», когда Иисус наставлял их как группу (был лидером группы апостолов). Иисус и словом, и Своим личным примером заповедал Апостолам воплотить в жизнь все эти виды ученически-наставнических взаимоотношений.

После вознесения Иисуса, в 29 году нашей эры, количество преданных учеников насчитывало 120 человек. Среди них были двенадцать апостолов, 72 ученика, мать и братья Иисуса, а также женщины, которые последовали за Ним. (Деяния 1:14-16) Несомненно, эта группа верила в необходимость наставничества и ученичества – и в первый же день их проповеди крестилось 3000! Три тысячи новых учеников «были добавлены к их числу» (по греческому тексту, прим. ред.). Необыкновенная мощь движения, начатого Иисусом, заключалась в призыве, что каждый должен быть таким же преданным, как и Он Сам, и каждый должен воплощать в жизнь Его служение – делать учеников. С этого момента число учеников умножается по экспоненте! «Господь ежедневно прибавлял к их числу спасаемых» (Деяния 2:47, по греческому тексту, прим. ред.). «Число мужчин выросло до около 5000» (Деяния 4:4, по греческому тексту, прим. ред.). «…все больше и больше мужчин и женщин уверовало… и было добавлено к их числу (Деяния 5:14, по греческому тексту, прим. ред.). «В эти дни, когда умножились ученики…» (Деяния 6:1). «…число учеников весьма умножалось в Иерусалиме» (Деяния 6:7). «Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии... умножались» (Деяния 9:31). «Слово же Божие росло и распространялось» (Деяния 12:24). «Они проповедовали благую весть в том городе и приобрели большое число учеников (Деяния 14:21, по греческому тексту, прим. ред.), «И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом» (Деяния 16:5). «Эти люди весь мир перевернули [с ног на голову, upside down] ради Иисуса!» (Деяния 17:6 по переводу Revised Standard Version). К 62 году нашей эры Павел писал, что весь мир услышал благовестие. Весь мир был обращен! (Колоссянам 1:6, 1:23, прим. ред.)

Сегодня многие церкви из Международных Церквей Христа (International Churches of Christ, ICOC) либо вовсе отказались от ученически-наставнических отношений, либо пошли на компромисс в своих убеждениях, утверждая, что не должно быть отношений «наставник – ученик» (когда один ученик находится «над» другим). Это разрушительное лжеучение. (2 Тимофея 4:1-4) Неудивительно, что многие ученики запутались, остались в одиночестве, стали тепловатыми и потеряли усердие в спасении людей. В том, чтобы один человек учил другого, состоит суть плана Иисуса и Его служения. Давайте не забывать о том, с какой скромностью Иосия отреагировал на слова утерянной Книги Бога. Иосия был обеспокоен тем, что Бог гневается, когда мы не слушаемся Его Слова. Делать учеников – это наказ Бога для каждого истинного христианина. Иисус строил движение Бога, руководствуясь планом умножения учеников – планом, который теперь утерян. Этот план был и остается единственным планом Бога для обращения мира. И пусть слава будет Богу!

Часть IV: Нами движет любовь Христа

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Иоанна 3:16

Любовь Бога к потерянному миру совершенно непостижима. Бог любит потерянные души настолько сильно, что даже послал Иисуса на смерть за все грехи, совершенные человечеством когда-либо. То, насколько высоко мы ценим эту удивительную милость, проявляется в том, насколько мы активны в своей христианской жизни (1-е Коринфянам 15:10). Чтобы вдохновить каждого ученика в Коринфе стать ревностным посланцем Христа, Павел пишет: «Ибо любовь Христова объемлет нас (греческий текст: понуждает нас, прим. ред.), рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Коринфянам 5:14-15). Павел продолжает наставлять христиан, чтобы они не смотрели на людей с мирской точки зрения – мы должны рассматривать окружающих как тех, кто страдает и потерян для Бога. Павел рассуждает, что мы, кто во Христе, стали новым творением; «древнее прошло, теперь все новое», и поэтому он убеждает: примирив нас с Собою через Христа, Бог дал нам служение примирения (2 Коринфянам 5:18). Интересно заметить во 2 Коринфянам 5:19, что «Бог во Христе примирил с Собою мир... и дал нам слово примирения». Павел утверждает: да, Иисус умер за грехи всего мира, но Бог возложил ответственность за спасение потерянного мира на учеников – все мы получили служение примирения! В деноминациях лишь те, кто работают на церковь, являются служителями. Но в церквях, состоящих из учеников, каждый член церкви должен быть служителем!

В 2 Коринфянам 6:4-9 Павел многозначительно говорит о цене, которую он заплатил за то, чтобы проповедовать Слово: «Но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем». Такова цена того, чтобы быть слугой Бога, служителем примирения, посланцем Христа – учеником. Конечно же, мы ни в коем случае не зарабатываем этим наше спасение, но именно в этом состоит наш отклик на милость Бога, которую мы получили.
Если наши церкви собираются обратить мир в этом поколении, мы должны возвратиться к кресту. Когда мы не забываем о том, как много нам было прощено, тогда наше проповедование, жертвенность, образ жизни и взаимоотношения будут проистекать из безграничной благодарности за милость Бога. Сегодня слишком много церквей проповедуют о «дешевой милости». Концепция «дешевой милости» утверждает: «Просто наслаждайтесь тем, что вы спасены. В конце концов, вы ведь спасены не по делам». Действительно, дела не спасают нас, но милость Бога не должна быть в нас тщетной (1 Коринфянам 15:10). Церковное лидерство, исповедующее доктрину «милости по-дешевке», не будет призывать членов церкви проводить время с Богом каждый день или быть вовлеченным в жизни друг друга через наставничество, через подчинение отрывкам о «друг друге». Члены такой церкви будут приходить на собрание «по настроению». Во многих наших церквях проповедники не призывают учеников идти делиться верой. И там поддерживается лишь тепловатый уровень врученности. Но можно быть уверенным: где присутствует тепловатость – там не проповедуется Слово Бога и Его милость (Откровение 3:14-21). «Дешевая милость» – это не более чем видимость спасения, которую создает Сатана. Вот так и теряется милость Бога. Во 2 Коринфянам 6:1 Павел увещевает: «Мы же, как споспешники (сотрудники, соработники, прим. ред.), умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами».
Сегодня, к сожалению, в большинстве автономных церквей проповедники боятся проповедовать правду; с некоторыми это происходит потому, что они сами сбиты с толку Сатаной (Иоанна 8:43-45) и не имеют четких убеждений. Другие молчат из страха перед церковным руководством, перед старейшинами, людьми, из-за боязни потерять работу. (Где в Библии можно найти проповедников, которые были бы «поставлены в рамки»?) Такие проповедники и члены церкви из-за своих подозрений и трусости перестают общаться с некоторыми церквями, желая сохранить «нейтралитет» и не касаться тех разногласий, которые всегда возникают вокруг радикального призыва о прощении, преданности и ученичестве. Они выборочно проповедуют отрывки Священного писания, стараясь не вызывать людей, и точно так же, как во времена Иеремии, Бог говорит: «И народ Мой любит это» (Иеремии 5:31). Во многих местах Соединенных Штатов и всего мира ученики сообщают, что в их церквях мало огня на службах, нет энтузиазма в пении, мало наставничества, мало тепла в отношениях и очень мало крещений. На прошлой неделе один ученик, посетив Портленд, поделился своими мыслями об увиденной службе. Он сказал: «Это так воодушевляет! Я так давно не был на столь вдохновляющей воскресной службе! Я перееду сюда жить, потому что это – именно та церковь, в которой я был обращен!» Если мы собираемся обратить мир, проповедники должны проповедовать Слово любой ценой, в точности как Стефан, в точности как Павел, в точности как Иисус.

Позвольте мне еще раз признать и принести свои извинения за все грехи, совершенные мной умышленно или неумышленно (Левитам 4), которые я прямо или косвенно допустил по отношению ко всем, кто вовлечен в ученические взаимоотношения. Это правда, что многие из наших церквей отклонились от проповеди креста как высшего мотива для жизни ученика. Правда и то, что цифры слишком часто использовались как мотив для проповедования, что имело разрушительные последствия. Наставление людей стало слишком авторитарным и контролирующим. Мы отклонились от того, чтобы учить людей повиноваться Слову Бога, вместо этого молодые (и многие зрелые) ученики стали призывать к подчинению их собственным мнениям. Кроме того, мы не меняли характер взаимоотношений между наставниками и учениками по мере того, как люди взрослели физически и духовно. Ученические взаимоотношения должны постепенно перерастать из модели «учитель – ученик» к модели «взрослый ученик – взрослый ученик». Но сейчас – время прощать, а не с горечью отвергать единственный план Бога для спасения мира, который заключается в том, чтобы «делать учеников» (Матфея 28:19). Помните, что если не раскаяться в горечи, можно лишиться милости Бога (Евреям 12:15).

В Портлендской Церкви наставники учат, что Бог ожидает от новообращенных христиан пребывать в отношениях «учитель – ученик». Ведь само по себе слово «ученик» означает студента или учащегося! У плотников есть подмастерья, у профессоров – студенты, у спортсменов есть тренеры, у школьников есть учителя и репетиторы, и мы верим, что ключ к исцелению и к предотвращению новых травм заключается в свободе выбора. В Портленде мы учим из Библии, что каждый человек должен быть наставляем и наставлять другого (мы называем это «ученики-напарники» или «пары»). Тем не менее, каждый член церкви волен выбирать, с кем он хочет быть, и уже вдвоем они решают, будут ли их отношения строиться по принципу «учитель – ученик» или же «взрослый – взрослый». Также каждую неделю наставники ожидают, что каждый член церкви будет участвовать в «беседах по Библии», во время которых мы проповедуем другим и наставляем друг друга. Но, опять же, каждый член церкви сам выбирает «беседу по Библии», в которой он будет участвовать. В начале января этого года Уоллес Арсмайер, Рон Инлоус и я изучали Библию с человеком, который совершил очень серьезное преступление. К тому же, он подвергал гонениям свою жену, которая является учеником Христа, и была уже на грани ухода от Бога. Когда мы говорили о грехе, он исповедовался во всем и безудержно плакал. После крещения, все еще находясь под домашним арестом, он купил своей жене новый автомобиль, новый дом и дал щедрое пожертвование для миссионерского сбора, используя средства из своего пенсионного фонда! Он сделал это без чьего-либо совета, просто из благодарности за милость Бога. Прошлые выходные он впервые провел в тюрьме. Он позвонил мне за мой счет, и я спросил: «Как твои дела?» Он ответил: «Замечательно. Я читаю Библию и делюсь верой с другими заключенными каждый день!» Этот брат понимает милость Бога и призыв Бога быть посланцем Христа! Да, согласно закону Соединенных Штатов он обязан отбыть свой срок. Но во Христе нет закона, и он полностью прощен кровью Христа. Теперь его мечта для Царства – создать тюремную группу учеников!

Однажды один человек написал: «Иисус не делал различий между обращением своего отечества и обращением других стран – для него это все было обращением мира». Как ученики, каждый по отдельности и все вместе мы должны смирить себя перед крестом. Это откроет неиссякаемый источник вдохновения, приходящего от милости. Тогда и только тогда мы будем служителями примирения во все дни жизни своей, как и призвал нас Бог. Ученики – единственный план Бога завоевать потерянный мир. И пусть вся слава будет Богу!

Часть V: В страхе и трепете

«Тогда будут передавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё. И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедовано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». Матфея 24:9-14

В этом пугающем отрывке Иисус проповедует Своим ученикам о том, что произойдет с Его Царством, с «современным движением Бога» того времени. Ободряя учеников, в 14-ом стихе Иисус пророчествует, что «Евангелие Царствия» будет проповедовано во всем мире при их жизни, и затем придет конец (см. Матфея 24:34, прим. ред.). Под словом «конец» подразумевается не наступление конца времени или второе пришествие Иисуса, но конец храма и физической «еврейской нации» в 70 году нашей эры.

Пророчество Иисуса о проповедовании Евангелия по всему миру как раз исполнилось к тому моменту, когда Павел писал Колоссянам в 62 году нашей эры! Он провозглашает, что «по всему миру это евангелие приносит плод и возрастает» (Колоссянам 1:6 по греческому тексту, см. также Колоссянам 1:23). Тем не менее, Иисус сообщает апостолам, что, проповедуя всем народам, они будут «преследуемы и убиваемы», и что «они будут ненавидимы всеми народами за Его имя». Затем следует отрывок, который шокировал меня. В стихах 10 и 11 (24 главы Матфея) Иисус говорит о том, что когда Слово будет проповедано всему миру, «многие отклонятся от веры», и сами ученики будут «предавать и ненавидеть друг друга», и «многие лжепророки восстанут, и прельстят многих». Эти два стиха описывают то, что сейчас происходит во многих из наших церквей.

Недавно я получил по электронной почте отклик от одной ученицы на статью «Мандат от Бога для обращения мира. Часть III: Утерянный план». Вот что она написала:
«Аминь, аминь, аминь! Мой муж и я так поддержаны! Мы находимся в _________, США, и глубоко обеспокоены недавними решениями, принятыми нашими так называемыми лидерами. Истинное наставление друг друга прекратилось, «деление верой» стало восприниматься как неприличный термин, возникло понятие автономии (отсутствие единства) и многое другое. Мой муж и я молимся обо всем этом и уже пытались сегодня поговорить об этих вещах с лидером нашей церкви. К сожалению, Сатана одержал огромную победу. Мой муж и евангелист говорили на повышенных тонах. Мой муж рассердился, когда евангелист заявил, что не будет призывать людей к проповедованию или к тому чтобы ходить на свидания только с учениками. Лидер сказал моему мужу: «Если вам не нравится то, как здесь все устроено – можете уходить». Он также заявил нам, что мы совершенно ни в чем не помогли церкви (что является абсолютной ложью, и от чего очень больно). После этого лидер сказал, что разговор окончен. Так или иначе, прочитав вашу статью, я расплакалась, потому что в ________, США, забыли Слово Бога. Пожалуйста, молитесь о нас. Мы являемся учениками уже 13 лет и любим Бога. Наша церковь распадается на наших глазах! Одни люди видят это, другие не обращают внимания и уже втянулись в этот процесс. Мы не знаем, что делать, кроме того, чтобы просто молиться! Помогите! Мы буквально застряли в пустыне!
С любовью, ваши брат и сестра во Христе, _________ и ___ _________.

Эта пара учеников осознает, что работа Бога по построению единого братства церквей по всему миру через ученичество, разрушается теми, кто проповедует автономию (самоуправление). Многие проповедуют о независимости церквей из-за горечи, связанной с ошибками и грехами прошлого. Они также обмануты Сатаной, поскольку отказываются видеть свои собственные грехи – духа неповиновения с одной стороны и жесткости во взаимоотношениях с другой. Они называют героев нашего прошлого «фарисеями» и критикуют их «стиль руководства». При этом их собственные группы продолжают сокращаться, и в них нет ревности по поводу спасения душ. И я опять стою в трепете перед Богом, видя, как сбываются слова из Матфея 24:12, «во многих охладеет любовь».

В этом электронном письме был призыв о помощи. И я позвонил им и поговорил с братом. Я поделился с ним 24-й главой Матфея и дал ему совет Иисуса из 13-го стиха: «Претерпевший же до конца спасется». Наверное, самый большой урок, который я извлек за прошедшие два года, заключается в том, чтобы стремиться быть ближе к Богу. Слишком многие из нас перепутали Бога с церковью. Поймите меня правильно: я по-прежнему хочу быть в церкви, в которой любят и доверяют друг другу свои жизни (1 Коринфянам 13:4-7) Но церковь несовершенна и иногда может нас крайне разочаровывать. Почему? Потому что она целиком и полностью состоит из таких же несовершенных людей, как мы с вами. Бог же – совершенен, и Он никогда не покинет нас (Евреям 13:5).

Отрывок Евреям 13:6 дал мне смелость, чтобы с дерзновением проповедовать Слово Бога, помня о том, что «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» В конце разговора этот брат спросил меня: «Что еще я могу сделать?» Я просто сказал ему найти группу, которая почитает Бога, где наставляют друг друга и где крестится много людей. В тот вечер он со своей женой перезвонил мне еще раз и сообщил, что они потратят несколько часов на дорогу, чтобы приехать в следующем месяце в Портленд на особенное время группы семейных! Они готовы сделать все что угодно ради того, чтобы устоять в вере! И нас не должна шокировать подобная решимость. Такая самоотверженность должна быть и идеалом и стандартом для нас! Поэтому давайте всегда пребывать в благоговейном трепете перед Богом с Его неизменной любовью к нам – и с этой верой мы устоим.

Часть VI: Разъяснение с помощью определений

«Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол, и Вы хотите исполнять похоти отца вашего... Кто от Бога, тот слушает слова Божии; вы потому не слушаете, что вы не от Бога». Иоанна 8:43-47

1. Спасение
Иисус – единственный путь спасения (Деяния 4:12). Каждый человек спасается по милости Бога через веру в Иисуса Христа (Eфесянам 2:8-9). Чтобы принять эту милость и стать истинным христианином, каждый человек должен поверить в то, что Иисус – воскресший Сын Бога, раскаяться в своих грехах, принять решение быть учеником, и чтобы до конца исполнить евангелие, креститься в воде для прощения грехов и получения в дар Святого Духа (Деяния 2:38). В ранний период «Бостонского движения» (Международных Церквей Христа) мы называли христиан крещеными учениками (или просто учениками), так как понятия «христианин» и «верующий» слишком размыты и неопределенны в этом мире и в религиозных кругах (Деяния 11:26).

2. Вселенская Церковь
Вселенская Церковь состоит изо всех учеников всего мира, которых Бог видит с небес, когда он смотрит на сердца людей – будь они частью Международных Церквей Христа, традиционных Церквей Христа, консервативных христианских церквей, разрозненных маленьких групп, либо это один единственный ученик в деноминационной церкви. Бог присоединяет крестившихся учеников к Своей Вселенской Церкви (Деяния 2:41, 1 Коринфянам 12:12-13)

3. Видимая Церковь
В Международных Церквях Христа видимая церковь существует как общины, придерживающиеся стандартов Бога для построения церкви исключительно из крещеных учеников. Это было одной из отличительных особенностей Международных Церквей Христа. Но и сейчас в Портленде для крещения нужно сначала стать учеником, чтобы считаться членом церкви – быть крестившимся учеником, а чтобы вернуться в церковь (восстановиться) – вести образ жизни крещеного ученика.

4. Царство Бога
То же самое, что и Вселенская Церковь. Во времена апостолов такие понятия как «Царство», «движение», «Вселенская Церковь», «видимая церковь» могли бы быть синонимами. Если говорить о сегодняшнем дне, крещеный ученик является частью Царства Бога, Вселенской Церкви, однако не всегда – частью движения Бога или видимой церкви.

5. Братство
В 1 Петра 2:17 христиан призывают «любить братство», Вселенскую Церковь. Между тем и учителя, и члены церквей употребляют термин «братство» по отношению к группе церквей, имеющих одни убеждения. Например, традиционные Церкви Христа считают себя братством. Международные Церкви Христа также считают себя братством, общиной.

6. Остаток
В разные периоды истории грехи народа Божьего могли настолько разгневать Его, что Он был вынужден наводить на него бедствия. Эти чрезвычайные меры были необходимы для того, чтобы очистить хотя бы некоторых (остаток людей), и чтобы этот остаток, очистившись в сердцах, смог воспринять Его призыв стать Его народом, Его движением. Примером тому является Ной и еще семь человек, спасенных от потопа, или же остаток, вернувшийся в Иерусалим после семидесятилетнего изгнания в Вавилон (Ездра 1:5).

7. Движение
Это люди, связанные узами «братства» или «общины», имеющих одну общую цель (миссию). Движение подразумевает количественный рост и географическое распространение.

8. Автономия
Автономная община – та, которая ограждает себя от влияния, руководства и власти со стороны внешнего наставника либо группы лидеров (автономию практикуют традиционные Церкви Христа и консервативные христианские церкви).

9. Великое поручение
Иисус призвал одиннадцать верных апостолов обращать все народы (Матфея 28:16-20). Эта заповедь простирается на все грядущие поколения, дабы они обращали мир при своей жизни. Некоторые ставят под сомнение идею, что идти ко всем народам в своем поколении – это заповедь Бога. Буквально в греческом тексте Матфея 28 Иисус приказывает одиннадцати апостолам «делать учениками и крестить все народы». При этом подразумевается, что заповедь должна быть выполнена при их жизни, а значит за одно поколение. Иисус призвал апостолов, именно их самих, «свидетельствовать до краев земли» (Деяния 1:8).

Я молюсь, чтобы предыдущие пять статей серии «Мандат от Бога для обращения мира» обновили наши убеждения о том, что у Бога есть мечта об обращении мира при нашей жизни. Иисус пришел, чтобы спасти мир, умерев за наши грехи, но Он также пришел, чтобы спасти мир через построение нового духовного Царства – движения, которое распространится во все народы. Физическое царство Израиля состояло из двенадцати племен. Эти двенадцать племен были потомками двенадцати сыновей Иакова, внука Авраама. Семьи этих двенадцати сыновей размножились в двенадцать племен, которые насчитывали около двух миллионов человек к моменту выхода из Египта! (Числа 1:44-46) Проводя параллель с двенадцатью племенами, Иисус также избрал двенадцать апостолов. Он шел с этими людьми и учил их в течение трех лет, а затем дал им великое поручение. Он дал им план, утерянный нынче план, состоящий в умножении учеников (см. Часть III: Утерянный план). И мир услышал благую весть в их поколении! (Колоссянам1:6)

С принятием автономии многими Международными Церквями Христа, всемирное братство и мечта обратить мир были утрачены. В некоторых странах лидеры церквей не хотят иметь ничего общего со своими духовными отцами в вере, живущими за рубежом. Многие церкви в больших городах дробятся на более мелкие церкви либо «автономные» регионы! Единство (которое дает силу и мощь благовестию) в больших церквях стало редкостью, особенно в Америке.
За последние годы многие неправильно понимали фразу «современное движение Бога». Движение подразумевает количественный рост и географическое распространение. Для видимой церкви расширение безусловно является миссией от Бога, «который хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тимофея 2:3-4). Когда прекращается количественный рост и географическое распространение, группа христиан перестает быть движением; они становятся тепловатыми и едва ли остаются братством, общиной. В период с 1979 по 2001 г., в движении Международных Церквей Христа всегда бывали времена, когда некоторые церкви не росли, однако церковь в целом продолжала крестить людей и открывать новые города. Когда дела в какой-либо церкви шли плохо, лидеры более высокого уровня, следуя примеру Павла, уделяли ей особое внимание – точно так же, как мы помогаем человеку с духовными проблемами. Ученики или церкви могут проходить через бесплодные периоды, но мы либо начинаем расти, либо умираем.

Многие годы в Международных Церквях Христа царила неразбериха относительно концепции о том, что человек может быть «учеником», «спасенным» и при этом – членом церкви, лишь отчасти состоящей из учеников. В 1980-е годы некоторые отважные души перешли из традиционных Церквей Христа и консервативных христианских церквей в Бостонскую Церковь или в другие, принадлежавшие к «Бостонскому движению». Они сделали этот выбор, видя то, чего никогда не видели прежде: церковь, состоящую только из учеников (в 1994 г. мы стали называться Международными Церквями Христа, до этого – «Бостонское движение»). По сути дела, Международные Церкви Христа представляли собой воссоединившийся остаток учеников, пришедших из студенческих групп (среди которых самой заметной была Crossroads Movement) и традиционной Церкви Христа, а также из консервативных христианских церквей. Некоторые из них были крещены заново, некоторые – не были. Вот цитата из недавней электронной почты:
«Они были из традиционной Церкви Христа [поэтому] мой тесть продал свой бизнес и переехал в Торонто, чтобы быть вместе с Международными Церквями Христа. Они изучали Библию, и вся семья была крещена!».
Тем не менее, такие герои веры как Джордж и Ирэн Гаргейнус, а также Пэт Гемпел не стали креститься заново, придя в Бостонское движение из традиционных Церквей Христа. В традиционных Церквях Христа они были обращены в «господство Христа» (по терминологии тех дней) и затем крещены (общепринятое использование термина «крещеный ученик» началось с Бостона).

Многие спрашивают, что я думаю о встрече в Абилине нескольких лидеров традиционных Церквей Христа с некоторыми лидерами Международных Церквей Христа? Я приветствую налаживание связей. Некоторые люди из традиционных Церквей Христа являются учениками, нашими братьями. Однако одна из главных причин разделения, произошедшего между нашими двумя братствами церквей, заключалась в том, что мы – Международные Церкви Христа, – настаивали на том, что церковь должна состоять только из учеников. Почему? Потому что мы мечтали обратить мир. Международные Церкви Христа были едины, и у нас не было автономий, потому что мы осознавали: для обращения мира потребуется объединение духовных, финансовых и человеческих ресурсов всех наших церквей. Бог делает Свое движение неостановимым путем того, что ученики делают учеников. Исходя из этой концепции, Международные Церкви Христа начали те церкви, которые затем открыли церкви еще в 170 странах.
В эти дни из-за сомнений, а в некоторых случаях и полного отказа от наставнически-ученических отношений, из-за принятия автономии, когда никто не несет ответственности за группы церквей, уникальность Международных Церквей Христа в сравнении с традиционными Церквями Христа сходит на нет. К сожалению, некоторые из бывших членов нашей церкви остались с ощущением, будто они были обмануты нашими заверениями, что Международные Церкви Христа – это и есть «истинная церковь». Пусть мы не так четко говорили о том, что есть христиане и в других церквях, но под «истинной церковью» мы всего лишь понимали, что это такая же церковь как в Библии – состоящая только из учеников. Благодаря этой уникальной особенности наша церковь была настолько динамичной как община и столь активно распространялась, что история не знала подобного со времен первого столетия. Несмотря на то, что в нашем подходе к строительству церквей были свои недостатки и грехи, между всеми Международными Церквями Христа во всем мире существовала близость и теплота благодаря кресту Христа и нашей общей миссии.
Проучившись в аспирантуре Harding Graduate School (спонсируемой традиционными Церквями Христа), прослужив пастырем в течение семи лет в традиционной Церкви Христа и в течение года – пастырем в студгородке одного из ее колледжей (Northeastern Christian Junior College), я знаю, что в традиционных Церквях Христа есть истинные христиане, однако же многие из члены их общин не являются верными учениками. Кроме того, автономные церкви разобщены по определению, и никогда не станут объединенным движением, необходимым для обращения мира. Например, в одном только городе Нешвилле в США существует 120 различных традиционных Церквей Христа. За последний год некоторые из Международных Церквей Христа убрали слово «медународные» из своего названия, желая полностью отождествить себя с традиционными Цервями Христа. Давайте же определимся. Настало время евангелистам, старейшинам и членам церкви быть честными с Богом и самими собой, и признать, что движение Международных Церквей Христа повсеместно становится тепловатым. Необходимо поставить вопрос ребром: «Являются ли Международные Церкви Христа движением Бога, или, по крайней мере, «одним из» движений Бога? Или мы все быстрее и быстрее становимся просто общиной спасенных учеников?».

Часть VII: Прощение

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз... Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» Матфея 18:21-35

Сегодня – воскресный день Пасхи, и мы празднуем воскрешение нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Мы будем петь, проповедовать и молиться с благодарностью за Его милость, которая прощает все наши грехи. Иисус умер на кресте и фактически взял на себя грех даже «худших из грешников», чтобы каждый, кто последует за Иисусом, имел новую жизнь, новую цель и новую надежду.
Иисус умер за…
Адама и Еву – они были «неправедными родителями», так как принесли в мир грех и смерть (Римлянам 5:12)
Каина – он ожесточился против своего брата Авеля. В «порыве гнева», исполненный ревности и ненависти, Каин убил Авеля (Бытие 4)
Авраама – нашего «отца в вере», который отдал свою жену Сару другому мужчине из страха за свою собственную жизнь, причем совершил такой поступок дважды! Было бы странно, если бы Сара не испытывала горечь по отношению к Аврааму
Тамар (невестка Иуды), Раав, а а также две женщины, которых судил Соломон – Он умер за всех этих «грешных женщин», торговавших своим телом
Давида – великолепного лидера, который привел Израиль к беспрецедентным победам, но совершил прелюбодеяние и затем убил одного из своих «сильных воинов», чтобы скрыть свой грех
Амнона – того, кто «морально унизил», «растлил» и «изнасиловал» свою родную сестру Тамарь
Авессалома – того, кто использовал свое обаяние, манипуляции общественным мнением и обещания «лучшего лидерства», чтобы отвести сердца людей Израиля от своего отца – Давида (2-е Царств 15:1-12)
Ахитофела – того, кто в одно время был ближайшим советником Давида, а затем предал его Авессалому (2-е Царств 15:12). Позднее он покончил жизнь самоубийством

Петра – одного из лучших друзей Иисуса, который отрекся от Него трижды в тот самый момент, когда Иисус больше всего нуждался в нем
Блудного сына – Иисус умер за каждого человека, у которого была в жизни похожая история – кто по какой-либо причине перестал слушаться праведных наставлений своих родителей и ушел в мир
Варавву – Иисус умер за него и за всех остальных преступников: как заключенных, так и не заключенных в тюрьму, таких, как: Джек Потрошитель, Джефри Дэмер, Адольф Гитлер и Осамa Бен Ладен
Иуду – Иисус умер за него, за Своего давнего друга и ученика, который предал Его за деньги своим поцелуем
Димaса – партнера по благовестию и ученика Павла (Колоссянам 4:14). Позже он ушел от Бога, так как полюбил мирское (2 Тимофею 4:10)
Александра медника – не христианина, который «решительно выступал против послания» о Христе и против проповедника Павла. Он вредил и препятствовал работе Павла (2-е Тимофея 4:14-15). Христос умер за всех, кто Его преследовал, даже за воров на кресте.
«Врагов креста Христова» – учеников, которые преследовали Павла и послание благовестия (Филиппийцам 3:18). Павел пишет в 1 Коринфянам 11:27, что он подвергался «опасности от лжебратьев».
За тебя и меня – Иисус умер за каждого из нас. Наши бесчисленные грехи распяли Его

Иисус говорил о том, что мы должны следовать Его учению и Его примеру, чтобы быть истинными учениками (Иоанна 8:31-32). Он учил: чтобы быть прощенным, необходимо прощать других. Если мы живем с ожесточенным сердцем, храня в нем горечь из-за грехов наших неправедных родителей, неправедных братьев и сестер, наших неправедных проповедников и старейшин, неправедных жен или мужей, наших неправедных учеников, неправедных детей (как физических, так и духовных), наших неправедных друзей, неправедных посторонних людей, неправедных гонителей – тогда на суде Бог также не простит нас. Без Иисуса мы – такие же грешники, как и все люди, которые грешили против нас. Так как любой наш грех – это, в конечном счете, грех против Бога, подумайте, насколько же больше мы нагрешили против Бога, чем кто-либо против нас. Никто не имеет «права» ожесточаться. Давайте не будем уподобляться в сердцах неправедному слуге! Отвергните и уберите из сердца горечь, которая возникает из-за нежелания прощать, даже если речь идет о самых отвратительных грехах. Иисус умер за всех грешников. Поэтому простите от всего сердца каждого грешника, который грешил против Вас.

Чтобы обратить мир, церковь Бога должна быть единой. Чтобы быть едиными, мы должны любить и не переставать прощать друг друга. Да, неправедность людей, возможно, «травмировала» нас уже целых 77 раз, но давайте быть милосердными и прощать на 77-й, 78-й, 79-й раз... и тогда мы сможем отобразить в себе милосердие нашего Отца Небесного. Давайте праздновать освобождение от наказания за грехи и свободу от сил ожесточения и горечи. Счастливой Пасхи!

Часть VIII: А стоит ли?..

«Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня; ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возливши миро сие на Тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» Матфея 26:6-13

Иисус был помазан в Bифании всего за два дня до «последней вечери». Безымянная женщина возлила очень дорогое миро на голову Иисуса. Ученики, находящиеся в доме Симона прокаженного, были потрясены случившимся: по их представлениям миро могло быть продано, а полученные деньги – отданы нищим. Сразу же после этого отрывка, повествующего о «противоречиях, связанных с финансами», которые развернулись вокруг помазания Иисуса, Матфей пишет, что Иуда начал путь предательства, обратившись к первосвященникам. По-видимому, для Иуды этот случай стал последней каплей, переполнившей чашу. (Подпитываемые взаимным недоверием, конфликты насчет финансов ожесточили многих до такой степени, что они отвернулись от Иисуса)

В вышеупомянутом отрывке Иисус упрекнул критиков этой женщины – своих собственных учеников! Он объяснил, что это – Его помазание перед погребением! Затем Он сказал: «…где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Матфея 26:13). Иисус верою знал о том, что евангелие будет проповедано по всему миру еще при жизни апостолов. Он построил движение учеников, желающих «сделать что угодно, идти куда угодно, отдать все, что угодно», в том числе и свою жизнь для свершения этой грандиозной мечты – обратить мир. Слова Иисуса о влиянии благовестия на весь мир дополняют и усиливают учение предыдущих семи частей этого урока: Бог хочет, чтобы мир был обращен в одном поколении.

При более глубоком рассмотрении этого отрывка необходимо затронуть и другие вопросы. Иисус говорит, что история об этой женщине будет рассказываться в память о ней. А что будут рассказывать в память о нас? Какое влияние на вечность окажут наши жизни? И стоит ли обращение мира того, чтобы тратить на него свою жизнь? Интересно, что в рассказе Марка об этом трогательном событии, есть еще слова Иисуса об этой скромной женщине: «Она сделала все, что только могла» (Марка 14:8 в переводе J. P. Phillips). Какая потрясающая похвала от Господа!

Делаем ли мы, лично каждый из нас, все, что только можем для Иисуса и обращения мира? Забудем на мгновение о проблемах Международных Церквей Христа и о ситуации в вашем конкретном городе. Завоевываем ли мы души людей, и после крещения – продолжаем ли мы учить своих друзей «соблюдать все то, что повелел Христос»? (Матфея 28:20) Любовь к Богу всем сердцем и к ближнему как к самому себе должна кроме всего прочего означать, что мы в нашей жизни будем «ловцом не рыб, но человеков» (Марка 1:17). Если же человек не ловит рыбу, и даже не закидывает удочку – является ли он рыбаком? Если он не делает других людей учениками, является ли он сам истинным учеником? Как мы можем говорить, что любим Бога, и при этом не быть ревностными по отношению к Его миссии?

В воскресенье была невероятная Пасхальная служба! Пение было ангельским, причащение – ободряющим, крещение сестры Кармы – таким вдохновляющим, а отклик сердец на продолжающееся изучение книги Римлянам – таким искренним. Многие слышали вызов от Бога в Римлянам 8:37 – ходить в Духе как «hypernikomen» – то есть, как «сверх-победители» (в переводе New International Version – «more than conquerors» – «более чем победители»). В воскресенье Бог увеличил нашу посещаемость до 332 человек, что является рекордом! (Не стоит забывать, что к концу прошлого церковь в Портленде сократилась более чем наполовину – к тому моменту осталось всего 120 человек). Как ваш евангелист и партнер по благовестию, я хотел бы поблагодарить всех в Портлендской Церкви, поскольку очевидно, что каждый здесь делает «все, что он только может для Бога». Все вместе и каждый по отдельности – все мы были унижены нашими грехами, ошибками, отступлениями и последовавшей за этим критичностью. И все же в том, через что Сатана намеревался принести нам вред – Бог очистил наши жизни и намерения наших сердец огнем критики и невзгод. Получив такой урок от Бога, мы должны еще более ревностно относиться к миссии Иисуса, чем это было когда-либо! (Евреям 12:7-12)

Наш Господь пошел на крест, оставленный и ненавидимый большинством людей, что ярко показано в фильме Мела Гибсона «Страсти Христовы». Однако память о Христе, живущая в тех, кто откликнулся на Его крест, была исполнена огромной благодарности. Давайте никогда не забывать о том, что Он был более ненавидим этим миром, чем любим. Спросите Иисуса: «А стоило ли?..» Его ответом, конечно же, будет: «Посмотрите на всех, кто находится на Небесах со Мною навеки» (Евреям 12:2). Павел уделил особое внимание этой теме, когда писал ученикам в Фессалонике: «Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы – слава наша и радость» (1 Фессалоникийцам 2:19-20). Его радостью, славой и венцом были все ученики, которых он завоевал для Христа, когда в течение трех недель основал Фессалоникийскую Церковь (Деяния 17:1-4), но также и все, кто поверил их проповеди – плод того, что ученики делали учеников! Не смотря на то, что мы, подобно той безымянной женщине, помазавшей Иисуса, можем быть неизвестны миру, будьте уверены, что наши имена и наши жертвы известны Богу. Самое большое проявление веры, «действующей любовью» (Галатам 5:6) – это положить свои души ради того, чтобы нести послание о кресте, которое навечно изменит судьбу тех, кто отважится на него откликнуться. И пусть именно о нас скажут: «Они сделали все, что только могли». Тогда и только тогда будет надежда на то, что мир обратится в нашем поколении. И пусть вся слава будет Богу!

Часть IX: Мечта: Обращение мира в одном поколении

«Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний ни силы Божией» Матфея 22:29

Возникла необходимость в написании еще одного урока из серии «Мандат от Бога для обращения мира». Мечта обратить мир в одном поколении была движущей силой и объединяющей миссией Бостонского движения (Международных Церквей Христа). Мы верили, что эта мечта является мечтой Бога, и она не была достигнута со времен первого столетия. Мы верили, что каждый ученик должен быть готовым «сделать что угодно, идти куда угодно и отдать все что угодно» для того, чтобы Бог использовал его в этом важнейшем свершении. Наша вера в Бога и в Его план «идти и делать учеников», который был раскрыт в служении Иисуса, позволила бы ученикам размножиться по всему миру за одно поколение. Сегодня, если спросить об этом прямо у некоторых лидеров бывших Международных Церквей Христа, окажется, что они молчаливо перестали верить в эту мечту. Соответственно, и сами ученики оказались в растерянности относительно данного вопроса. Большую тревогу вызывает ситуация, когда лидеры находятся в заблуждении, потому что не знают ни Писаний, ни силы Божьей. Чтобы внести ясность, нужно ответить на два фундаментальных вопроса. Первый: что означает «обратить мир»? И второй, что такое «одно поколение» и какова его продолжительность согласно Слову Бога?

Обратить мир – это был прямой и недвусмысленный приказ, заповедь Иисуса, данная апостолам в Матфея 28:19-20. Означало ли это, что каждый человек в мире станет учеником? Нет. Как факт, Иисус учил, что лишь немногие найдут «узкий путь» (Матфея 7:13-14). Значило ли это, что все люди пройдут занятия «первые принципы»? Нет. Человек может стать учеником за одну поездку на колеснице, будучи научен возлюбить Бога всем сердцем, душой, разумом и силой, следовать за Христом и жить как Он, и быть крещенным для прощения грехов! (Деяния 8:26-39). ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЩЕНИЯ МИРА ДЛЯ ИИСУСА СОСТОИТ В ПРОВОЗГЛАШЕНИИ, «…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всякой твари» (Марка 16:15). В Деяниях 5:28 апостолов обвинили в том, что они «наполнили Иерусалим своим учением!» Это влияние, усиленное волнами, расходящимися от гонений, было достигнуто за семь лет. Около 60 года нашей эры Павел пишет в послании Колоссянам 1:6, «По всему миру это благовестие приносит плод и возрастает» (по греческому тексту, прим. перев.). Даже после того, как мир услышал благовестие, люди продолжали становиться учениками!

Перед тем как я переехал в Бостон, ученики из церкви Heritage Chapel Church of Christ «наполнили Чарльстон (штат Иллинойс)» – со всеми его 18000 жителями, – благовестием менее чем за три года! Каждый человек услышал о церкви – через учеников, проповедующих Слово, и в связи с последовавшими за этим гонениями. В Бостоне с силой Бога мы наполнили этот четырехмиллионный город благовестием, чему способствовала газета Boston Globe – менее чем за 10 лет! Тем не менее, в обоих городах люди продолжали становиться учениками и после того, как они были наполнены благовестием. Итак, обратить мир – значит наполнить его учением Иисуса точно так, как первые христиане наполнили Иерусалим.

Ответ на вопрос о длительности одного поколения можно легко найти в таких отрывках, как Исход 1:6-7, «И умер Иосиф и все братья его и весь род (в других переводах: поколение, прим. перев.) их; а сына Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та». В том случае поколение охватывало жизнь Иосифа и его братьев. Иосиф был поставлен над Египтом в возрасте 30 лет и жил до 110! Получается, то поколение длилось около 80 лет! В Книге Судей 2:7-10 мы читаем, что, хотя не указано возраста, в котором Иисус Навин начал вести народ Бога (ему, как и Халеву, было наверное около 80), он умер в 110 лет и старейшины, бывшие при нем пережили его, возможно, лет на 20. Как минимум, это поколение (в других переводах Книги Судей 2:10, вместо «народ» и «род» используется слово «поколение», прим. перев.) охватывало 50-летний период! Многие люди подходят к термину «поколение» с современными мерками: например, между поколениями «Baby Boomers» (взрыв рождаемости в послевоенный период, прим. перев.) и «Generation X» (следующее поколение после Baby Boomers, прим. перев.) прошло всего 28 лет (даты рождения 1946-1964). Но с точки зрения Библии одно поколение длится, по меньшей мере, от 50 до 80 лет – то есть, жизнь человека. Косвенно об этом свидетельствует и заповедь Иисуса верным одиннадцати «идите и крестите все народы!» – подразумевается, что эту задачу апостолы должны будут выполнить при своей жизни посредством умножения учеников.

Многие из лидеров, кто больше не верит в мечту «обратить мир в одном поколении», считали чрезмерным «давление» по поводу роста, открытия новых церквей и обращения других стран. Лично я не разделяю подобных воззрений. Я понимаю, что были церкви и христиане, которых расстраивала цена, которую им приходилось платить. И позвольте мне быть предельно ясным: это было и остается неправильным огорчать собратьев в Господе – будь то лидеров или учеников. Однако же печально, что они молчали и не были открыты годами, накапливая горечь в своих сердцах, которая затем привела к отторжению мечты и связанной с ней необходимости жертвовать своими жизненными планами и своими финансами. Теперь уже нет того отношения «сию минуту бежать спасать души», так как мы больше не чувствуем ответственности свершить мечту Бога именно в нашем поколении, при нашей жизни. Во многих церквях маятник качнулся от горячего, страстного провозглашения послания Бога к тепловатому безразличию по поводу той самой миссии, которая когда-то спасла наши души! Кроме того, лидеры и группы, покинувшие Интернациональные Церкви Христа, больше не видели необходимости объединять человеческие и финансовые ресурсы для открытия и поддержки церквей в странах третьего мира. Сегодня эти разрозненные группы делают очень мало или вообще ничего для обращения мира. Правда была в том, что по воле Бога именно «мечта обратить мир» породила в нашем движении чувство безотлагательности, готовность заплатить любую цену, невероятную любовь между учениками и скрепляющую взаимозависимость между церквями.

Первый выпуск KNN, в котором рассказывалось об учениках из Норвегии, призвал нас всех «подхватить мечту». Давайте же еще раз устремимся к исполнению мечты Бога «обратить мир в одном поколении». Дух Бога и Его план открывают для этого все возможности. Цена невероятно высока, но Иисус уже заплатил наивысшую цену. Вопрос только в том, последуем ли мы по Его стопам, желая заплатить такую же цену, как Он, либо просто забудем о том, что значит чувство безотлагательности, настоящее единство и неугасающая любовь к Христу?

 

Доктор теологических наук, ведущий евангелист мировых миссий, Кип МакКин

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *